Russian version

Collectors club - Club projects - Articles SpyLOG

  Articles - Content  

Sorry for presenting the article in Russian - have no time for translation.
Please try automatic translation
( I am not responsible for results :-)


Andrey Petrov

Phillumeny as it is

    Коллекционирование спичечных этикеток (филлумения) - одно из распостраненных в мире увлечений. Сколько было выпущено этикеток! Тысячи, десятки и сотни тысяч! На них можно было найти практически все - от президентов и "чудес света" до полезных советов и "мудрых мыслей". Пожалуй не было болеее "массового" предмета для коллекционирования, чем этикетки от спичек - ведь спички были практически в каждой семье! И как много было коллекционеров этикеток в 60-70-е годы. Клубы, выставки, каталоги, журналы... Но времена меняются, и филлумения теперь - не самое модное увлечение. А жаль! Ведь до сих пор спичечным этикеткам нет равных в соотношении количество/цена для формирования коллекции! В свое время это обстоятельство было очень привлекательно - всего за 15 копеек можно было получить целых 100 штук РАЗНЫХ ЭТИКЕТОК! Ну чем не радость для ребятни....

    Однако филлумения не умерла окончательно, даже если оставить в стороне все то, что происходит ЗА пределами России и стран СНГ с Балтией (об этом - позднее). Увлеченные филлуменией люди остались, причем в последнее время стало появляться много новых, молодых коллекционеров. Им и предназначена данная публикация.

Немного истории

    Начнем с самого термина. В соответствии со спичечной энциклопедией Джона Люкера (The matchbox labels collectors Encyclopaedia, 1984, by J.H.Luker) он был предложен в середине 1940-х годов коллекционером из Англии Марджори Эванс (Mrs. Margery S.Evans) для обозначения коллекционирования предметов, связанных с "деланием огня". Новое слово состояло из двух: греческого "PHILOS", означающего любовь, и латинского "LUMEN" - свет. Людей, увлеченных собиранием этих предметов, стали называть "филлуменистами", "любящими свет" или "огонь", что более применимо для спичек. Другими словами, всех филлуменистов можно назвать "огнепоклонниками"!

    Как назывались эти коллекционеры ранее, автору неизвестно. "Лейбисты", "боксисты", "этикетчики"? История не сохранила это имя. Наиболее вероятно первое - "лейбист". По крайней мере, так назывались филлуменисты в Англии - labelist - до появления СОВРЕМЕННОГО термина. Другие сведения, к сожалению, отсутствуют.

    Новое имя оказался настолько удачным, что практически сразу вытеснило все, существовавшие до него. Причем филлуменисты могут гордиться тем, что их хобби может считаться более старым, чем даже коллекционирование марок - филателия! Первая известная на настоящий момент ОФИЦИАЛЬНАЯ спичечная этикетка была напечатана в 1827 году в Англии. Она была размером 60х40 мм и имела следующий текст:

WALKER'S
FRICTION MATCHES
100 MATCHES
Price: ONE SHILLING

    Но коробки недолго продавались "россыпью" и одного размера. Появились различных размеров пакеты, ящики, различные типы коробок... И коллекционерам пришлось разрабатывать свою классификацию, терминологию - чтобы разобраться в многообразии выпусков.

    Однако история этикеток будет неполной без хотя бы очень краткой истории самой спички, ее появления на свет и того, как она стала похожей на современную "безопасную" палочку для добывания огня.

Краткая история спички

    Собственно, история спичек и длинная, и короткая. Начнем с того, что само слово "спичка" - относительно новое. В известном словаре Даля он просто отсутствует! Точнее оно есть, но только как "уменьшенная" форма слова "спица", выводимое из немецкого слова Spitze - заостренная палочка, тычинка или жердь. Таким образом, спичка - это просто "маленькая заостренная палочка". Хотя тут же приводятся термины "серная спичка" (лучинка), а также "фосфорные" или "самогарные" спички. А связь слов "спичка" и "спица" подчеркивается далее в приведенных фразах: "Шешлыкъ жарятъ на спичкахъ. Невелика спичка, а ступить не дастъ, заноза". Ну а далее слово "спичка" уже используется совершенно самостоятельно, без всякой ссылки на "спицу". Например, в 4-х томном "Словаре русского языка" спичка определяется как "деревянная палочка с головкой из воспламеняющегося вещества для добывания огня". Словарь Ожегова дает аналогичное определение слову "спичка". А в Большой Советской Энциклопедии (т.24) дается такое определение: "деревянные палочки (соломки), обычно осиновые, с головками из горючего вещества и окислителя (иногда соломки изготавливают из картона)".

    Точное время рождения "спички" указать затруднительно. Например, считать ли первыми "спичками" те палочки, с помощью которых огонь добывался трением? И можно ли считать "спичкой" и "коробком" комплект из огнива и кремня? Для наиболее любопытных отметим, что одна из серий спичечных этикеток так и называется - "Родословная спички".

    Наверное история спички начинается все-таки с открытия Брандом белого фосфора в 1675 году, и синтезом хлората калия Бертолле в 1786 году. И первые "спички" были скорее "пиротехническими" или "прометеевыми". Огонь получался при погружении палочек с головками из смеси перхлотата калия с сахаром в серную кислоту (1805 год). Как вариант этого процесса, маленький сосуд с кислотой мог уже находиться в головке и "разбиваться" при надавливании.

    Первые "фосфорные" спички, получившие такое название из-за содержащегося в головке форсора, появились в начале 1820-х годов. Хотя по другим сведениям (The Match Box Labels Collectors Encyclopaedia by J. Luker, 1984), первые форфорные спички производились уже в 1816 году в Париже (Fan, COIS Dorsone, Paris). А первое "коммерческое" производство спичек было основано в 1826 году Джоном Уолкером (John Walker) в Англии. Текст первой спичечной этикетки приведен ранее.

    К этому же периоду отностися и появление спичек в России и начале производства "собственных" спичек. Первое производство "самогарных" фосфорных спичек в России было организовано лесопромышленником Иваном Чуриловым в 1837 году недалеко от Петербурга*1. К большому сожалению, ни одной коробки или этикетки этой фабрики не сохранилось... Как не сохранилось этикеток и от большинства Российских фабрик - в 1887 году на территории России (в ТЕХ границах!) работало 360 спичечных фабрик! Но большинство этих фабрик "кануло в лету", поскольку ни одной этикетки в коллекциях филлуменистов не сохранилось! Только архивные документы хранят память об этом времени. Оспаривается даже факт открытия фабрики Чурилова! Архивы - дело темное, и они еще ждут своих исследователей!

    Дальнейшее развитие производства спичек было направлено на повышение безопасности из производства и использования - первые спички были такие "активные", что загорались от трения о любую поверхность и даже от трения в "коробке"! А это приводило к их самовозгоранию. Первым шагом на этом пути было изобретение Gustay E.Pasch (1844 год), заключающееся в размещении красного фосфора на "трущейся" поверхности. Усовершенствовав это изобретение, Carl Franz Lundstorm (Швеция) запатентовал определенные составы головки спички и поверхности коробка, а в 1855 году наладил производство "безопасных" спичек (SAFETY MATCHES), более известных в России как "шведских спичек". Это изобретение было настолько удачно, что в дальнейшем оно претерпело только незначительные изменения, оставшись в своей основе таким же.

    Такова краткая история спички. Более подробно с ней можно познакомиться в соответствующей литературе. Поэтому давайте вернемся к спичечным этикеткам.

Этикетка - основные термины

    Начнем с того, что слово "этикетка" в словаре Даля отсутствует! А вот слово "этикет", которое часто применяют сейчас на спичечных фабриках для обозначения "листов с этикетками" или самих "этикеток", обозначает совершенно другое - правила поведения в обществе, которые к "этикеткам" не имеют никакого отношения! Термин "этикетка" появляется в словаре Ожегова, обозначая "ярлык на чем-либо, с фабричным, торговым клеймом, надписью и т.п.". А "Словарь русского языка" (в 4-х томах) дает такое определение: "ярлычок на чем-либо (товаре, экспонате и т.п.) с указанием названия, цены и т.п." Здесь уже совершенно четко просматривается структура "спичечной этикетки". Поэтому за определение можно взять следующее: этикетка - бумажный прямоугольник с текстом и/или рисунком, наклеиваемый на верхнюю часть спичечной коробки. Как любое определение, оно не может отразить ВСЕХ разновидностей известных коллекционером этикеток, но тоже может использоваться.

    Тип этикетки определяется ее размером и местом расположения на спичечном коробке. Самым распостраненным типом является сама этикетка, наклеиваемая на верхнюю часть коробка, хотя "этикеткой" часто называют и другие ее виды, внося некоторую путаницу. Поэтому более правильным является английский термин "top label", этикетка с верхней части ко- робка. Это наиболее распостраненный тип этикеток, и чаще всего коллекция на 90% и более состоит именно из них.

    Размер этикеток зависит от используемого коробка и обычно на 1-2 мм меньше спичечного коробка. Основные размеры этикеток (для России или СССР) - 35х48 мм ("стандартные спички", формат 3/4) и 53х35 мм ("полные спички", формат 4/4). Размеры спичечных коробков в России в настоящее время определяются в соответствии с ГОСТ 1820-85, принятом в 1 июля 1987 года. Наиболее распостраненными являются коробки стандарта 3/4 и 4/4, размером 50.5х37.5х16.5 и 56.5х37.5х18.5 мм соответственно. Прочие типы спичек (охотничьи, сувенирные, экспортные и т.п.) выпускаются в соответствии со своими нормами и техническими условиями:
ОСТ 1391-80 Спички охотничьи
ОСТ 1392-80 Спички сувенирные
ТУ 13-194-74 Спички охотничьи

    Прочие размеры коробков (кроме 3/4 и 4/4) используются намного меньше, и в основном в экспортных или сувенирных сериях. Если же сюда включить и иностранные "top label", то вариации размеров станут еще больше. Это надо учитывать, когда Вы будете подбирать этикетки с одним и тем же рисунком. Основные параметры этикеток определялись в соответствии с ТУ 13-348-81.

    А теперь - цитаты из официального документа (ГОСТ 1820-85):

  "2.2. Спичечная коробка должна иметь художественно оформленную этикетку, наносимую методом печати или наклеенную на одну или обе широкие стороны наружной части.
  Художественное оформление и полиграфическое исполнение этикетки должны соответствовать оригиналу, утвержденному Художественным Советом ппредприятия-изготовителя этикетки и(или) спичек.
  Одинаковое художественное оформление на обеих сторонах наружной части спичечной коробки не допускается..."

   "5.2. На этикетке спичечной коробки должна быть нанесена потреби- тельская маркировка с указанием розничной цены, обозначения настоящего стандарта, наименования и(или) товарного знака и местонахождения предприятия-изготовителя".


Основные типы этикеток

    Различных классификаций этикеток существует множество:     Естественно, некоторые типы этикеток могут принадлежать сразу нескольким группам. Например, этикетка может быть экспортной (выпуск), пачечной (место), рядовой (выпуск) да еще и пробной!

    Вариантов может быть множество. Возможны и другие классы, группы этикеток. Но не углубляясь дополнительно в теорию классификаций, рассмотрим приведенные здесь термины. Кроме, собственно самой "этикетки" - по размеру, размещению и т.п.

    Следующий тип этикеток - по распостраненности - "оборотка". Ее название определяет место, куда она наклеивалась - на нижнюю часть коробка. Комплект "этикетка" + "оборотка" можно рассматривать как мини-серию с одного коробка, хотя чаще всего они совершенно не совпадают по рисункам и темам надписей. В основном на оборотках размещались рисунки и тексты рекламного характера или специальные фабричные тексты.

    Данный тип этикеток использовался в России до 1941 года, а эти сейчас эти выпуски можно найти на некоторых сувенирных или специальных сериях. Размер обороток чаще всего совпадал или был чуть меньше размера этикеток с лицевой стороны коробка.

    Можно было бы еще выделить в отдельную группу этикетки с мини-коробков (так называемых "спичек-малюток"), обычно размером в половину этикетки. Но ввиду их малочисленности эти этикетки (и их оборотки) относят к основной группе "этикеток" и "обороток".

    Кроме указанных, на коробках обычных размеров раньше можно было встретить еще два типа этикеток. Первый тип включал в себя комплект обычную и "боковую" этикетку, т.е. рисунок присутствовал и на одном ребре коробка. Данный тип в России (СССР) практически не использовался. А вот второй тип, так называемые "круговые" этикетки, был в употреблении до 1917 года, да и первые Российские этикетки тоже можно было отнести к этому типу. Но более точным термином опять является английский "all-round the box label" или ARTB-labels - "этикетка вокруг коробка. В этом случае рисунок печатался на листе бумаги размером с полный разворот коробка с одной дополнительной боковой стороной (для наклеивания). Затем эта этикетка наклеивалась на коробок, и на боковые стороны наносилась серная намазка. Таким образом "полная" этикетка должна была состоять из этикетки, оборотки и трех боковых сторон. После 1917 года этот тип этикеток практически полностью вышел в России из употребления, но, например, в Англии он использовался до 50-х годов.

    В "Справочной книге филлумениста" ("The Matchbox Label Collector's Handbook" by David van der Plank, 1972) упоминается еще два типа обычных этикеток - "composite labels" или составные этикетки. В первом случае это "круговая" этикетка с рисунком только на верхней части. Во втором - этикетка с двумя боковыми сторонами коробка и, отдельно, оборотка. Данные типы этикеток встречаются еще реже. Причем первый из них правильнее все же называть "круговыми" этикетками. Второй же тип в России не использовался вообще - до самого последнего времени. Однако в 2001 году этот тип этикеток - этикетка, одно ребро и оборотка - появился вновь на сувенирных выпусках фирмы "Формат" (г.Рыбинск). Эти "композитные этикетки" наклеивались на обычный коробок фабрики "Маяк".

Этикетки разных размеров (пачечные этикетки)

    Продолжая тему разновидностей этикеток, перейдем теперь к разновидностям по размерам или большеформатным ("пачечным") этикеткам.

    Первой и чаще всего встречающейся является "кабинетка". Наиболее распостраненный размер кабинеток - 105х72 мм с незначительными вариациями. Происхождение этого термина скорее всего связано с так называемыми "кабинетными" спичками, больше известными как "каминные" (размер коробка 112х75х18.5 мм). Эти спички были намного больше по размерам обычных и предназначались, как это следует из их названия, для разжигания каминов. Однако намного более распостраненными были "хозяйственные" спички (размер коробка - 112х75х36 мм). Этот же формат коробка использовался и в "сувенирных" наборах. Тем не менее, для этого типа спичек существует свой стандарт: ТУ 13-600-8-73 "Спички кабинетные".

    Соответствующий английский термин для этих этикеток "dozen-size label" ("этикетка с пачки из 12 коробков") отражает их первое (по времени) применение - на экспортных выпусках этикеток. Однако для экспортных выпусков возможны совершенно немыслимые вариации размеров кабинеток, так как количество коробок в пачке и размеры самих коробков варьировались достаточно широко, в том числе и в России (СССР). А если учитывать еще и иностранные выпуски...

     Кроме кабинеток, встречаются также и "полукабинетки". Обычно это этикетки экспортных выпусков, наклеиваемые на пачку из 6 коробок, размером 43х66 мм, хотя и здесь возможны вариации. Встречаются также и "каминные" этикетки - в основном в сувенирных сериях для отличия кабинеток различных размеров.

    Намного меньше распостранены "оборотки кабинеток". Как и в случае этикеток, оборотки кабинеток наклеивались на оборотную сторону коробков хозяйственного формата. Чаще всего этот тип этикеток встречается в сувенирных сериях.

    Следующим типом "пачечных" этикеток являются "гроссы" (английский термин - "gross-size labels"). Первоначально эти этикетки наклеивались на большие пачки экспортных выпусков, содержащих 144 коробки (или 12 пачек по 12 коробков). Эти же "гроссы" наклеивались на коробки сувенирных серий. Размер гроссов определялся величиной пачки экспортных выпусков или сувенирной коробки и чаще всего составлял 285х140 мм и 225х112 мм соответственно с некоторыми вариациями. И, естественно, размеры "гроссов" экспортных выпусков варьируются очень широко, особенно инострынне. Однако надо отметить, что в отличие от всех разновидностей, рассмотренных ранее, гроссы отнести к этикеткам можно только частично, потому что они, за очень редким исключением, никогда не наклеивались непосредственно на коробки со спичками. Особенно это касается "экспортных" спичек.

    Как и в случае кабинеток, встречаются и "оборотки гроссов", наклеиваемые обычно на внутреннюю сторону большой коробки сувенирного набора. Другие использования "обороток гроссов" известны гораздо меньше.

Экзотические типы этикеток

    Еще меньше к этикеткам относятся более их экзотические разновидности, встречающиеся в коллекциях. Вот что можно в них найти, причем чаще всего в сувенирных наборах:     Все прочие "этикетки" имеют еще меньшее отношение к спичечным коробкам и практически даже не имеют "устоявшегося" названия. Однако они также встречаются в некоторых коллекциях. К ним относятся:     Имеются также сведения о так называемых "вагонных" этикетках, которые наклеивались на вагоны со спичками, но этот тип автору статьи не попадался ни разу и сказать что-либо определенное о них трудно.

    Некоторым промежуточным типом являются так называемые "упаковочные" этикетки, получившие некоторое распостранение в последнее время, а с 1997 года появившиеся и в России (фабрика "Маяк"). Их появление было связано с тем, что для упаковки спичек стали использовать бумагу с нанесенным на них определенным рисунком, иногда повторяющим рисунок самой этикетки или содержащими фабричные тексты. Однако за пределами России этот тип "этикеток" известен довольно широко, например, в Австралии или Пакистане. Включать ли этот тип в свою коллекцию - пусть каждый решает сам. Однако если упаковка содержит не одну этикетку, а серию, то "упаковочная" этикетка может быть неплохим дополнением этого выпуска. Например, на ней рисунок формата "кабинетка" или "гросс". Что будет лучше - просто их "вырезать" или поместить в коллекцию упаковку целиком? Пусть каждый найдет ответ сам...

Каркоры, буклеты и все-все-все...

    Осталось рассмотреть только один тип этикеток, которые и "этикетками" уже назвать довольно трудно, потому что рисунок на них нанесен непосредственно на коробок. Из появление был связано с тем, что коробки для спичек стали изготавливать не из дерева, а из картона, и печа- тать рисунки непосредственно на картоне, а не на специальных "бумажках", как раньше. Поэтому поначалу отдельные коллекционеры просто вырезали лицевую сторону коробка и использовали ее в коллекции. Как разновидность "картонной этикетки". И все было бы хорошо, но тексты стали появляться и на "нижней" части коробка, а потом и на ребре. Да и вариантов таких выпусков накопилось никак не меньше...

    Первым видом является каркор (англ.- skillet). Точная история этого термина неизвестна. Судя по всему, ранее использовалось слово "коркор" для обозначения этого типа выпусков. Расшифровка же этого слова может принадлежать даже автору. Просто однажды я обратил внимание, что слово "каркор" может быть сокращением слов "КАРтонная КОРобка", и в дальнейшем использовал именно его. По своей же сути каркор - это разворот картонной коробки. Причем желателен "полный" разворот коробки, потому что "обрезание" одной из боковых поверхностей может привести к появлению новых типов "размеров" каркоров, а также потерять часть важной информации, располагаемой на боковых частях коробки.

    Как и этикетки, каркоры также разделяются на аналогичные классы по тем же самым признакам. Однако специальные названия для них среди коллекционеров России как-то не прижились. Поэтому будет правильнее считать, что существуют обычные, кабинетные (каминные) и т.п. каркоры. На самом деле их намного больше! "Таблеточные" (pill boxes), "краевые" (выпускаемые в Италии и некоторых других странах)... К этому же типу - каркоры - могут быть отнесены так называемые "пачечные" каркоры, когда из картонки сворачивается подобие сигаретной пачки. Подобный тип каркоров появился совсем недавно, в т.ч. в России. Поэтому классификация каркоров - это уже задача для следующих поколений коллекционеров!

    К тому же типу "каркоров" могут быть отнесены и картонные коробки для сувенирных серий, выходившие в России (СССР) с 1976 года и практически по настоящее время. Данный тип "каркора" имеет все необходимые его атрибуты: рисунок на лицевой части, фабричный текст на "задней" части коробки, возможность сделать ее полный "разворот". Являются ли эти "каркоры" принадлежностью спичек, или это уже "упаковка" в чистом виде - пусть каждый коллекционер решает сам.

    А к какому типу относятся выпуски с так называемых "японских линий" (упаковки по 1000 спичек) уже и сказать трудно. В данным типе рисунок наносится только на "крышку", состоящую из собственно "крышки" и "боковой части". А вторая часть коробки - дно - никакого рисунка не имеет. По крайней мере, пока. "Крышки" легко разворачиваются в квадратные картонные этикетки. Что это? Квадратные картонные кабинетки?

    Фигурные каркоры? Упаковки, не имеющие к "этикеткам" никакого отношения и не являющиеся предметами филлумении?..

    Следующая разновидность "картонных этикеток" - буклеты или коверсы. Слово "буклет" может быть соотнесено с английским словом "booklet" - "маленькая книжка. И действительно, этот вид спичек напоминает "книжку" со спичками внутри. Хотя надо отметить, что более точным является термин "matchcover" (спички-книжечки), известные среди коллекционеров России как "коверсы" ("cover", англ. - конверт). Наиболее широко этот вид распостранен в США и Канаде, где их выпускают тысячами штук в год. И вот там-то терминология "буклетов-коверсов" развита настолько, что список американского коллекционера Майка Преро (Mike Prero) насчитывает более 200 их разновидностей, отличающихся по размерам, количеству спичек, тематике рисунков и т.п. В России, опять же по причине небольшой распостраненности этого "вида" все эти разновидности принято называть одним словом "буклеты". Хотя тут необходимо отметить, что, например, на спичечных фабриках, где в настоящее время возобновлен выпуск "буклетов", их именуют "спички-книжечки". В два слова. Приживется ли такой термин среди коллекционеров - сказать трудно. Но виды буклетов множатся, повяляются сложно-сложенные буклеты. А уже аннонсированые другие типы буклетов - как пластиковые карточки и визитки...

    Все остальные типы - еще более экзотические и еще меньше относятся к этикеткам. И их тоже очень много. Но они тоже имеют непосредственное отношение именно к спичкам, а не к прочим предметам для добывания огня. Поэтому просто упомянем некоторые их них:     К "этикеткам" могут быть также отнесены и прочие выпуски, связанные уже не столько со спичками, сколько с филлуменией. Это различного рода памятные листки, выпускаемые, например, клубами филлуменистов к каким-то датам или выставкам. Или памятные плакаты, известные среди коллекционеров как "аршики" - тоже "клубные" выпуски. По-видимому, филлуменистам придется вводить еще одну категорию - клубные выпуски...

    Но вот куда отнести так называемые "личные" выпуски, появляющиеся иногда среди филлуменистического материала. Это различного размера этикетки, которые фактически никогда и не были "спичечными" этикетками, а были "напечатаны" коллекционерами для... собственной популяризации? К ним относятся, например, этикетки коллекционера с Мальты Джона Фенеха. Одноцветная печать на разноцветной бумаге. Может быть, на Мальте и были ТАКИЕ спички. Но поди узнай, что там было, на Мальте...

    Естественно, ВСЕ разновидности этикеток, каркоров, буклетов и всего того, что можно встретить в коллекциях филлуменистов, этим списком не ограничивается. Как только начинаешь их собирать, появляется столько интересных экземпляров! Но как их найти? И - самое главное - то, что найдено, превратить в КОЛЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ?

        Но это уже - тема ДРУГОГО разговора...
Примечание редактора: По имеющимся у меня данным, производство спичек фабрикантом Иваном Чуриловым начато никак не ранее 1864 года (достоверно известно, что в 1965 г. его фабрика уже работала).

© Andrey Petrov, 2004

Contact autor Discuss at the forum

  Articles - Content  

  Page top  



I can publish only materials supplied by the autors or by their prior permission.
No part of this article can be reproduced in any form without authors permission!
Opinions of the authors of the articles do not always coinside with the opinion of the site autor