Collectors club - Club projects - Articles SpyLOG

  Articles - Content  

Sorry for presenting the article in Russian - have no time for translation.
Please try automatic translator by calling Translator window ( I am not responsible for results :-).


Victor Raldugin.

Ukrainian "Gradient" firm

    Если посмотреть на Украину в целом с точки зрения филумениста, то можно увидеть следующее – до 1917 года на ее нынешней территории довольно продуктивно работал целый ряд известных спичечных фабрик – в Киеве, Одессе, Львове и др. Некоторые из них продолжали работать и при советской власти, но задолго еще до начала Отечественной войны они позакрывались. До развала СССР жители Украины не знали забот, потребляя спички, производимые спичечными фабриками, расположенными в Белорусской ССР и РСФСР.

    Проблемы для Украины начались с 1991 года, когда она была вынуждена импортировать спички из тех мест, откуда ранее она получала их в достаточном количестве и в плановом порядке. Стремясь покупать спички подешевле, она пошла на закупку в Белоруссии спичек в коробках без этикеток, подобные по виду некоторым образцам продукции блокадного Ленинграда. (рис 1)


Рис. 1. Каркор от белорусского экcпорта на Украину (1990-e гг.)

    На этом фоне в Днепропетровске в 1991-ом году и возникло предприятие (фирма) Градиент, о которой я лично впервые узнал из кабинетной этикетки, коробка с которой была куплена нашим коллегой Георгием Савка . Поскольку я много раз и еще со своих школьных лет бывал в Днепропетровске, то меня очень заинтересовало – что это за фирма? Ведь этот город не имеет своей спичечной истории и в нем никогда не было никакой, даже самой захудалой спичечной фабрики! С помощью Интернета я получил первые данные об этой фирме и номер рабочего телефона ее председателя – Александра Федоровича Гончарова.

    Далее приводится текст полученного мною его ответа на мое первое письмо:

   Глубокоуважаемый Виктор Алексеевич!

   Получили Ваше письмо с просьбой написать историю нашей фирмы и выслать образцы этикеток для наших спичек. С удовольствием выполняем Вашу просьбу.

   Наша фирма зарегистрирована 9 января 1991 г. в г. Днепропетровске под названием «Малое предприятие «Градиент». В 1997 г. перерегистрирована в общество с ограниченной ответственностью «Градиент-плюс». Основной вид деятельности - разработка новых технологий в области спичечного производства, пригодных для использования в условиях малого бизнеса. Руководитель фирмы, разработчик новых технологий и пр. со дня основания фирмы и по настоящее время - Гончаров А.Ф., кандидат технических наук, специалист в области систем наведения ракет. Принимал участие в разработке систем управления известных ракетных комплексов «Зенит», «Буран» и др. Полученные ранее знания и опыт нашли свое применение в новой для Украины отрасли - спичечной промышленности. Прежде всего были разработаны новые рецептуры зажигательной и терочной массы применительно к местной сырьевой базе, спроектировано и изготовлено технологическое оборудование, позволяющее наладить производство спичек без многомиллионных затрат на закупку стандартного оборудования.

   Первые несколько лет деятельности предприятие выпускало различные виды бытовых и каминных спичек. С появлением в 1999-ом году Ровенской спичечной фабрики предприятие перепрофилировано на производство спичек рекламно-сувенирного назначения.

   В процессе работы на предприятии проводится утилизация остатков полиграфической продукции, поэтому высылаем Вам лишь часть случайно сохранившихся образцов.

[осень 2002-го года]


    На фирме, к сожалению, не ведется учет создаваемой полиграфической продукции, хотя образцы первых этикеток сохранились, как и образцы первых спичек. Первой этикеткой фирмы Градиент была одноцветная кабинетка размером 89 х 54 мм (по рамке) на простой белой бумаге (рис.2). На ее левой половине изображен логотип фирмы, который остается действующим и по настоящее


Рис. 2. Первая этикетка "Градиент"а
время, хотя имеется далеко не на всех образцах печатной продукции


Рис. 3. "Оригинальные украинские спички"

    За ней последовал выпуск "Оригинальных украинских спичек" (рис.3) в такой же коробке,  но уже с двухцветной этикеткой размером 100 х 60 мм. Оригинальность этих спичек была в том, что каждая спичка (длиной 85 мм) была с серными головками на обоих ее концах! Инструкции к их использованию не прилагалась, а все надписи,  кроме слова «Сiрники», - на английском языке.


    Из раннего периода деятельности фирмы можно еще отметить ее контакты с уже не существующей сейчас днепропетровской газетой «Собор» – в ее типографии были отпечатаны десять тысяч этикеток для кабинетных спичек, которые исполнены в «газетном» стиле и ненавязчиво рекламировали как фирму «Градиент», так и газету «Собор» (рис.4). Эта этикетка сохранилась, по-видимому, в единственном экземпляре!

    Первым же серьезным опытом рекламы на спичечной продукции для Градиента был выпуск в 1992 году партии хозяйственных спичек с пространной рекламой СП «Зенит» (г. Кривой Рог), одну коробку которых и купил во Львове упомянутый выше наш ужгородский коллега. Любой дотошный филуменист обратит внимание на то, что на оборотке в


Рис. 4. Этикетка "Собор"
качестве производителя спичек указана фирма «Градиент-Славутич». Эта добавка к названию («Славутич») связана с тем,  что сама фирма Градиент первоначально имела отношение к спортклубу «Славутич» при металлургическом заводе им.К.Либкнехта города Днепропетровска

   
Рис. 5. Реклама СП «Зенит»

    В последующие годы фирма превратилась в мощное частное предприятие, продукция которой широко известна по всей Украине. Она уже несколько лет имеет и поддерживает свой сайт в Интернете (http://www.gradient-plus.com.ua), где можно получить всю информацию о производимой спичечной продукции. В настоящее время ООО «Градиент-плюс» выполняет заказы на такие ее виды: спички в обычных коробках, каминные, cигарные (четыре формата), спички в квадратных, овальных и треугольных коробках, ветровые, несколько форматов спичек-книжечек (буклетов) и два формата флип-топов (коробки в виде сигаретной пачки). Один из широко известных выпусков Градиента является выпуск флип-топов «Красавицы от Лиггетт-Дукат» 2002-года, а в качестве примера каминных спичек можно отметить показанные на рис 6.


Рис. 6. Каминные спички

    Наиболее обычная сейчас продукция – имиджевые спички для ресторанов, кафе, игорных домов и др., причем их география (по имеющемуся у меня материалу) включает Киев и города преимущественно юго-восточной и южной Украины - Днепропетровск, Запорожье, Донецк, Одесса и другие. Своеобразна по задумке и графическому исполнению спичкнижка (буклет) для одесского музыкального кафе Live на Дерибасовской улице с точной рекомендацией по «расслаблению» - прием огурца и двух стаканов (минимум) молока… (рис. 7)

Довольно симпатична и своеобразна по содержанию коробка для запорожского кафе «Политбюро», находящегося на улице Ленина. (рис.8)

Достойна внимания реклама Стриптиз-бара в запорожской гостинице «Интурист» и ночного клуба «Сова», находящегося на улице «40 лет Советской Украины» в том же городе. (рис 9, 10)


Рис. 7. "Расслабься"



Рис. 8. "Политбюро"

Рис. 9. "Интурист"

Рис. 10. "Сова"


Рис. 11. "Честерфилд" для Грузии



Рис. 12. "Ковбой с зажигалкой"

    Нельзя не отметить обилие материала по табачной и околотабачной тематике. Из последних – буклет для известной фирмы «Честерфилд», уже осваивающую Грузию, и буклет для солнечной Армении с грустным ковбоем, нелепо вертящем в руке зипповскую зажигалку вместо привычной для него сигареты. Получение этих довольно симпатичных материалов стимулировало меня на поиск грузинского и армянского алфавитов в Интернете, что позволило вполне однозначно отнести тексты на них к грузинскому и армянскому языкам соответственно. (рис. 11-12)     В 2002-м году фирма Мальборо серьезно озадачила Россию и Украину – в трех разных местах (фирма Старт в Балабаново, фирма Градиент-плюс в Днепропетровске и Ровенская спичфабрика) выпустили почти идентичные наборы по 18 коробок, отличающиеся друг от друга взаимным относительным расположением лицевой и оборотной сторон и отчасти деталями рисунка . О российском варианте можно прочитать в журнале Московский филуменист № 19 (2004 г), я же имею полный вариант от Градиент-плюс (рис. 13) и только 11 (из 18) коробок выпуска Ровенской спичфабрики (они – с технологическим номером на малой боковой стороне каждого коробка!).


Рис. 13. "Мальборо"


    Ну а фирма «Мальборо» в 2003-м году сподвигла Градиент-плюс на выпуск новой серии из 22 ламинированных коробок, надписи по украински на оборотных сторонах, которых легко понимаются и могут служить пособием для самостоятельного изучения элементов украинского языка (рис. 14). Кстати, Александр Федорович Гончаров любезно указал мне на онлайновый переводчик, находящийся по адресу http://perevod.startua.com и который очень удобен для быстрого перевода с украинского на русский и наоборот.


Рис. 14. "Мальборо"

    В завершение повествования отмечу, что в целом, по моему мнению, графическая продукция фирмы Градиент-плюс более разнообразна, чем у российской фирмы Старт (г. Балабаново) и она не замыкается на рекламе ресторанов, баров и подобных им увеселительных заведений. Из прошлогодних выпусков можно отметить оригинальную рекламу фирмы Укравтогаз (15) и выпуск к юбилею КБ «Южное» (г. Днепропетровск) (16), в котором получили путевку в жизнь многие образцы советской ракетно-космической техники, изображения которых представлены на коробках известного сувенирного набора ПСП 1995-го года.


Рис. 15. "Укравтогаз"

Рис. 16. КБ «Южное»

Еще некоторые примеры продукции фирмы:


Рис. 17. "Противопожарные"



Рис. 18. Клуб «Карамель»
(буклет-"диск")

Рис. 19. "Сеньор Помидор"
(буклет-"диск")



Рис. 20. "Памир"
(флип-топ)

© Виктор Ралдугин, 2004


Contact autor Discuss at the forum

  Articles - Content  

  Page top  



I can publish only materials supplied by the autors or by their prior permission.
No part of this article can be reproduced in any form without authors permission!
Opinions of the authors of the articles do not always coinside with the opinion of the site autor