English version

Клуб коллекционеров - Проекты клуба - Статьи SpyLOG

  Статьи - оглавление  

Питер Науман (Peter Naumann)

Вселенная 4х6:
Искусство японской спичечной этикетки

Мужчина держит огромную рыбу. Он висит вверх ногами над рекой, привязанный веревкой за ноги. Веревку удерживают две лошади, вздыбившие задние ноги на утесах по обеим сторонам реки. Такая вот эксцентричная сцена изображена на маленькой этикетке спичечной коробки. Это, возможно, одна из наиболее экзотических, но не самая странная из примерно 2000 спичечных этикеток, представленных в Полиграфическом музее (МОТ) в Аидабаши. Выставка называется "Вселенная 4 х 6": это — размер спичечного коробка в сантиметрах. Выставка ретроспективная и иллюстрирует долгую историю развития японской спичечной промышленности. Что еще более важно, организатор этой необычной экспозиции акцентирует внимание на изобретательности и мастерстве неизвестных художников, создававших эти миниатюры.

Дети, играющие с собакой в мягко падающем снегу… Миниатюра с этим удивительно нежным сюжетом привлекла внимание Ютаки Като приблизительно 30 лет назад. Вряд ли художник-дизайнер предполагал, что покупка коробка спичек с необычной этикеткой заставит его посвятить свою жизнь филумении, что он сумеет собрать коллекцию из более чем 50000 спичечных этикеток… Выставка в Полиграфическом музее — детище Като-сан. А еще он разработал эмблему выставки и изящный выставочный каталог. Но коллекционера привлекают не только спичечные коробки — его собрание включает также оригинальные деревянные печатные формы (клише) для изготовления целого блока этикеток, спичечные рекламные эмблемы, архивные фотографии важных персон спичечного производства и даже регистрационные документы. Немало экспонатов из этого раздела коллекции также демонстрируется на выставке.

Yutaka Katoh

В начале ХХ столетия активно развивающаяся японская промышленность оказала значительное влияние на всплеск интереса к промышленной графике, в которой остро нуждалась. Хорошая графика играла заметную роль в распространении и признании марки той или иной фирмы, способствовала росту продаж новых моделей промышленной продукции. Художники-дизайнеры, использовав как основу европейские стили типа Арт Деко и Bauhaus, объединили их с многовековой традицией Японии и собственной художественной практикой. Такую "гибридную" печать лучше всего иллюстрирует несчетное количество спичечных этикеток, выпущенных для экспортных поставок спичек расцветающей промышленностью страны.

Интересно, что на большинстве демонстрируемых этикеток текст на английском языке — даже на самых ранних, периода Мейдзи. Это говорит о том, что даже на заре своего развития спичечная промышленность Страны Восходящего Солнца стремилась заявить миру о своем господстве в этой области. В коллекции представлены экземпляры этикеток со спичек, производившихся японскими промышленниками для американского, австралийского, английского, французского и индийского рынков.

Можно совершить "чудесное, таинственное путешествие" (название одной из песен "Битлз" из одноименного альбома. — Г.Г.) по миру, рассматривая сюжеты рисунков на этикетках. Королева Виктория, индийские божества, американский орел, флаги стран всего мира. А вот вырезанные на деревянном клише крошечные фигурки лошадей, из которых складывается… портрет Наполеона. Это яркий пример высокого профессионализма и творческого потенциала создателей миниатюрных произведений промышленного искусства.

Так же, как и среди почтовых марок (где самая красивая из них — отнюдь не самая дорогая), в филумении денежная ценность спичечных этикеток определяется их редкостью, а вовсе не мастерством художника. Наиболее редкие и ценные экземпляры — невзрачные одноцветные этикетки. Самый дорогой экземпляр (которых всего-то три штуки в мире) может быть продан за 40000 долларов! Но спрячьте подальше ваши чековые книжки — Като-сан этикетки не продает. Он буквально болен ими и готов со рвением молодого детективного агента разыскивать по всей стране несколько особо неуловимых и потому особо желанных экземпляров.

Peter Naumann with Katoh San

Като-сан оживляется, когда начинают говорить о его коллекции. Он то подбегает к витрине, то возвращается к книжному шкафу, чтобы показать наиболее интересные экспонаты. Он буквально очарован графикой этикеток, изображающих, к примеру, оленей, играющих на духовых инструментах, льва с оружием, обезьяну-почтальона и слона-пожарного. Как дизайнеру ему нравятся смелые сочетания цвета и творческие находки при печати, использованные при изготовлении этикеток. Но самое главное — это то, что на этих миниатюрных шедеврах стоит гордая надпись: "Сделано в Японии".

Статья (на английском) была впервые опубликована в TokyoQ.com

Copyright © Peter Naumann 2002
Copyright © (перевод на русский) Геннадий Голядкин, 2004

Связаться с автором Обсудить на форуме

  Статьи - оглавление  

  В начало листа  



Публикуются только материалы представленные авторами
или с их согласия.
Перепечатка без разрешения авторов запрещена!
Мнения авторов статей не всегда совпадают с мнением автора сайта