Russian version

Collectors club - Club projects - Articles SpyLOG

  Articles - Content  

Sorry for presenting the article in Russian - have no time for translation.
Please try automatic translator by calling Translator window ( I am not responsible for results :-).


Rustem Uzbekov

New old labels
Addenda to V.Bogdanov catalogue
«Этикетки спичечных фабрик северо-запада РСФСР».
(Match labels of the factories of the north-west Russia)

    Повод к написанию этой статьи, как никогда ранее, приятный – моя коллекция пополнилась большим количеством новых этикеток. Вроде бы - ничего особенного, но это этикетки СССР двадцатых, тридцатых и начала сороковых годов. То, что эти этикетки довоенные я понял сразу, но более точно их классифицировать самостоятельно, естественно, было не так просто. Вот тут мне и пригодилась маленькая книжечка-каталог Владимира Михайловича Богданова «Этикетки спичечных фабрик северо-запада РСФСР. Каталог» (выпуск первый). Мог ли я подумать, покупая еще маленьким мальчишкой эту книжку за 11 копеек в далеком 1972 году, что она мне не только пригодится для определения этикеток собственной коллекции, но и то, что я смогу когда-нибудь внести в этот каталог дополнения! А до того, как эта книжечка мне понадобилась я окончил школу, Биологический факультет МГУ, защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию, поехал поработать во Францию, нашел на интернетном аукционе E-bay раздел, где продаются спичечные этикетки и коробки. После года периодических покупок наткнулся на скромно афишированные лоты этикеток СССР. Вот тогда я и припомнил, что где-то уже видел лет 30 назад эти этикетки. Достал каталог и убедился, что не ошибся. Нетрудно представить мое волнение в тот момент, когда разыгрывались эти 5 лотов. К моему счастью, другие покупатели не проявили большого интереса к ним, и все этикетки пополнили мою коллекцию. Обычно я интересуюсь тем, откуда попадают этикетки в мою коллекцию. В этот раз продавцом был известный во Франции коллекционер Marcel Reymond (продавцы в E-bay имеют псевдонимы, но Marcel дал мне разрешение на упоминание его имени в статье). Он в настоящее время является президентом ассоциации филуменистов юго-востока Франции. Marcel сообщил мне, что эти этикетки входили в большую коллекцию, которую он приобрел на аукционе в городе Руан (Rouen). Всего в коллекции было 162 (сто шестьдесят два!) альбома этикеток и еще 46 «ящиков для переезда» («boites de dйmйnagement») спичечных коробков. Каждый такой ящик эквивалентен по объему примерно четырем нашим стандартным посылочным ящикам. Не стал любопытствовать, но, видимо, грузовичок ему пришлось заказывать, чтобы все это к себе на юг Франции везти. Вот частью какой коллекции были эти этикетки. Позднее выяснился и бывший владелец этой коллекции – Daniel Bous. После моего вопроса при анонсе новых лотов Марсель делает пометку «из коллекции Daniel Bous». Как попали старые советские этикетки к этому Даниэлю, выяснить, видимо, уже никогда не удастся по вполне естественной причине.

    Те, кто читал мою предыдущую статью, знают о моем интересе к оборотной стороне этикеток. Так вот, на некоторых этикетках на оборотной стороне были проставлены номера этикеток по каталогу В.М.Богданова!

    Теперь несколько слов о каталоге В.М. Богданова. Он был выпущен издательством «Связь» в 1972 году тиражом просто гигантским по нынешним временам для такого рода изданий – 40 000 экземпляров. Так что, видимо, у многих филуменистов этот каталог имеется. Как-то не случалось мне раньше заходить в «Виртуальном музее спичечных этикеток» в раздел каталогов, а вот зашел и обнаружил много для себя интересного, в том числе увидел, что этот каталог Богданова не только там присутствует в списке, но до сих пор продается – не разошлись, значит, еще те 40 000 экземпляров.

    В первом выпуске каталога представлены этикетки 1920-1941 годов четырех фабрик: «имени Ленина» (бывшая «Ираида», 77 этикеток), «имени Демьяна Бедного» (бывшая «Сфинкс», 42 этикетки), «Красный Октябрь» (бывшая «Волхов», 24 этикетки) и «Пролетарское знамя» (бывшая «Солнце», 51 этикетка). Количество этикеток приведено мною во всех случаях без учета цветовых вариаций. Этикетки расположены в хронологическом порядке, иллюстрации черно-белые, указаны цветовые вариации и размеры этикеток.

    Хотелось бы несколько более подробно остановиться на определении размеров этикеток. После того, как я измерил свои этикетки, оказалось, что все они на 2-5 мм по обоим направлениям больше, чем это указано в каталоге. Кроме того, я обратил внимание, что размеры этикеток в каталоге сильно варьировали. В чем дело? Сначала я подумал, что автор каталога приводит размеры своих реальных этикеток, у которых поля обрезаны произвольно. Действительно, можно представить себе три варианта определения размеров этикеток: 1) по границам рисунка; 2) по реальному размеру этикетки; 3) по фабричным отметкам разреза листов (всем нам хорошо знакомые «крестики» и «уголки»). Станислав Дмитриев в 7 номере «Невского филумениста» писал, что именно эти отметки и назывались сигнатурой в первоначальном значении этого термина. Как понятно, в первом случае происходит занижение реального размера этикетки. Во втором случае - размер может быть как завышен, так и занижен, в зависимости от точности работы разрезочной машины, или ножниц коллекционера, если этикетки не были наклеены на коробки, а разрезаны вручную. Лишь определение размеров по сигнатурам позволяет устранить субъективность и для каталога, по моему мнению, необходимо использовать по возможности эти стандартные размеры. Но для этого необходимо иметь этикетки с такими отметками, или, по крайней мере, иметь этикетки, снятые с коробков (т.е. гарантированно разрезанные фабричным способом, а не в соответствие с эстетическими пристрастиями филумениста). Однако, вероятно, у В.М. Богданова не было достаточного количества таких этикеток, и он пошел другим путем. Точные измерения соответствующих этикеток показали, что под «размерами этикеток» в каталоге подразумевается «размер печатного рисунка». В большинстве случаев это внешний размер окаймляющей рисунок рамки, характерной для этикеток тех лет, за исключением тех случаев, когда этикетка обрезана настолько сильно, что не видно даже части рамки. Пожалуй, это единственно возможный компромиссный вариант, позволяющий почти универсально и объективно описывать размеры этикеток для их сравнения и систематизации. Реальные же размеры этикеток в большинстве случаев близкие к стандартным или 51х35мм или 48х35 мм (Рис. 1).

Рис. 1. Этикетка номер 24 выпуска фабрики им. Демьяна Бедного из каталога В.М. Богданова (слева) и из моей коллекции (справа, вариант 24а). В каталоге этикетка обрезана практически по внешнему краю рамки, размер моей этикетки 48х35 мм. Размеры печатного рисунка моей этикетки 45х30,5 мм.

    Pазобравшись с размерами я перешел к идентификации своих этикеток. И здесь меня ожидало несколько приятных сюрпризов. Недаром В.М. Богданов писал в своей книге «Спичечные этикетки и их коллекционирование» (1970), что всех этикеток собрать невозможно. И в его, несомненно, очень полном каталоге не оказалось нескольких этикеток из моей коллекции. В этой статье я напишу пока только об этикетках фабрики имени Демьяна Бедного (1915-1922 – «Сфинкс», 1939-1941- «Черневская фабрика»).

    Сначала о новых, обнаруженных мною, цветовых вариантах. Этикетка номер 25 в каталоге имеется в единственном варианте (Рис. 2 слева). Уже то, что эта этикетка, в отличие от предыдущей и последующих этого типа рисунка, имеет всего один цветовой вариант, должно было дать определенные надежды. И, действительно, у меня обнаружилось сразу два новых варианта: темно-синий на желтой бумаге и темно-синий на белой бумаге (Рис. 3).

Рис. 2. Этикетка номер 25 выпуска фабрики им. Демьяна Бедного из каталога В.М. Богданова (слева) и из моей коллекции (справа). Размер рисунка 44,5х30,5 (размер этикетки 47,5х34,5).

Рис. 3. Новые варианты этикетки номер 25 выпуска фабрики им. Демьяна Бедного. Размер рисунка левой этикетки 44,5х30,5 (размер этикетки 47,5х34,5). Размер рисунка правой этикетки 44,5х30,5 (размер этикетки 48х35 –по фабричным линиям разреза).

    Возможно, существуют и другие цветовые варианты. Различие в размерах печатного рисунка в этом случае, вероятно, связано с тем, что часть печатного рисунка на этикетке, представленной в каталоге обрезана. На моих этикетках совершенно ясно видно, что внешняя рамка примерно вдвое толще внутренней, что типично для оформления этикеток этого типа рисунка. Однако в каталоге внешняя рамка слегка подрезана и создается впечатление, что обе рамки одинаковой толщины. При описании в каталоге этикетки номер 28, фотография, к сожалению, не приведена, а сделана лишь ссылка на изображение этикетки 27 (Рис.4. - фото над описанием), с указанием замены надписи «фабрика» на «ф-ка». В моей коллекции есть две этикетки, похожие на этикетку 28. Первая из них (верхняя справа) отличается от 27 не только заменой надписи «фабрика...» на «ф-ка...», но и формой пламени. Кроме того, головка спички, на этикетке 27 (и, вероятно, на этикетке номер 28?) одноцветная, а на моей этикетке красная с черным кантом (Рис. 4, верхняя правая этикетка).




Рис. 4. Фотография этикетки номер 27 (слева сверху) и описание этикетки номер 28 (слева снизу) из каталога В.М. Богданова. «Новые» этикетки 1935 года из моей коллекции (справа). Размер печатного рисунка правой верхней этикетки 47х32,5 (размер этикетки 50х36,5мм). Размер рисунка правой нижней этикетки 44,5х30,5 (размер этикетки 47х34мм).

    По моему мнению – это все-таки другая этикетка. В каталоге даже увеличение размера шрифта с 2 до 2,5 мм является определяющим признаком, а в данном случае различия более существенны. Для окончательного решения этого вопроса необходимо было бы сравнить эту этикетку с фотографией этикетки 28, поскольку нельзя исключить того, что автор каталога не обратил внимания на отмеченные мною расхождения и этикетка 28, на самом деле, отличается от 27 не только заменой одной надписи.

    На второй этикетке, напоминающей по рисунку этикетки 27 и 28 ( Рис. 4. внизу справа), отличия еще более значительны. Кроме черного окаймления головки спички, форма внутреннего (светлого) пламени, ближнего к головке спички, существенно отличается. Такой рисунок пламени встречается только на этикетке номер 34 1937 года, но на этикетке 34 отсутствует надпись «СССР», цена не 3 коп., а 2 коп., название «ф-ка им. Демьяна Бедного», а не «ф-ка Демьян Бедный». Таким образом, моя этикетка на Рис. 4 внизу справа является «новой», т. е. не вошедшей в каталог. По размеру печатного рисунка и цветовой гамме она сходна с этикеткой номер 29 «б», но крайне маловероятно, чтобы автор каталога не обратил внимание на столь значительные различия в рисунке. Еще одна новая этикетка фабрики имени Демьяна Бедного, которая имеется у меня в коллекции и отсутствует в каталоге В.М. Богданова представлена на Рис. 5. Датировка этой этикетки не представляет большой сложности, поскольку «цена 10 коробков 25 коп.» была только в конце 1936 и начале 1937 года. Идентичными по надписям, представленной моей этикетке являются этикетки 1937 года с номерами 30, 31, 32, из них только этикетка 37д имеет сходную цветовую гамму. Однако, в отличие от этикетки 37д, моя этикетка имеет дополнительный красно-коричневый цвет (круги вокруг букв СССР и дополнительный внешний контур пламени). Еще более существенным различием является отсутствие второго темного контура пламени. Если не брать во внимание наличия на моей этикетке внешнего коричневого контура пламени, то рисунок пламени похож на изображенный на этикетке 1937 года номер 34. Но этикетка 34 не имеет надписи «СССР» и имеет надпись «цена 2 коп.», а не «цена 10 коробков 25 коп.», как на моей.


Рис. 5. Описание и фотография этикетки номер 30 (слева сверху) и описание этикеток номер 31 (слева снизу) и 32 (справа вверху) из каталога В.М. Богданова. «Новая» этикетка 1937 года из моей коллекции (справа внизу). Размер печатного рисунка моей этикетки 44,5х30,5 (размер этикетки 48х33,5мм).

    Таким образом не вызывает сомнений, что этикетка из моей коллекции изображенная на Рис. 5, в каталоге не представлена.

    В заключение хотелось бы обратить внимание на две ошибки в датировке этикеток в каталоге. Этикетка номер 38 фабрики имени Демьяна Бедного в каталоге датирована 1939 годом. Поскольку предыдущая (номер 37) и последующая (39) этикетки датированы 1938 годом, то можно предположить, что и этикетка номер 38 также 1938 года. Дополнительным аргументом в такой датировке этой этикетки служит тот факт, что «на оборотную сторону коробок наклеивались рекламки переписи» (цитата из каталога). Поскольку перепись начиналась 17 января 1939 года, то очевидно, что коробки и этикетки к ним были изготовлены заранее, т.е. в 1938 году.

    Во втором случае, для этикетки номер 40 ошибочно указан год выпуска «1938». Это неверно, поскольку ОСТ 282 появился на этикетках только в 1939 году, как и цена «5 копеек». Эта этикетка может быть датирована или 1939 или 1940 годом.

    Здесь представлена только небольшая часть моих новых этикеток. Надеюсь, что в скором времени вы сможете увидеть большинство из них в экспозиции «Виртуального музея спичечных этикеток». На сайте также помещен составленный мною предварительный вариант Определителя датировки спичечных этикеток РСФСР и СССР.

Цитированная литература.
1. В. М. Богданов (1972). «Этикетки спичечных фабрик северо-запада РСФСР. Каталог» (выпуск первый). Москва. Изд-во «Связь», 32 стр.
2. В. М. Богданов (1970). «Спичечные этикетки и их коллекционирование».
3. С. Дмитриев (2005). «Еще раз о сигнатуре», Невский филуменист, N 7.

© Rustem Uzbekov, 2005

Contact autor Discuss at the forum

  Articles - Content  

  Page top  



I can publish only materials supplied by the autors or by their prior permission.
No part of this article can be reproduced in any form without authors permission!
Opinions of the authors of the articles do not always coinside with the opinion of the site autor