Russian version

Collectors club - Club projects - Articles SpyLOG

  Articles - Content  

Sorry for presenting the article in Russian - have no time for translation.
Please try automatic translation
( I am not responsible for results :-)


Andrey Petrov

Home, sweet home! Part 7
(notes of the travelling phillumenist)

  Предлагаемый материал рассказывает о моем путешествии автостопом по спичечным фабрикам России, Беларуси и Украины. Это было уже седьмое подобное путешествие.

  12 августа 2002 года я вышел на шоссе Санкт-Петербург - Киев. Впереди было около 5000 км и 8 или 9 городов, которые планировалось проехать почти за две недели. Было ясно, что без приключений и интересных встреч никак не обойтись. И приключения начались в тот же день, когда на очень хорошем месте было потрачено более двух часов на ожидание очередной попутной машины. После чего было путешествие в микроавтобусе с парашютистами, которое началось с намного менее удачного места. Но времени было потеряно очень много, и когда встал вопрос - идти "ночным стопом" в Борисов или... - судьба сжалилась и послала КАМАЗ, который и стал первым "домом" для путешественника. Было это в Невеле, а на следующий день, практически без проблем пройдя границу России с Беларусью, в 14.40 я прибыл в первое место назначени - Борисов.

  Новостей в Борисове было немного. Главная из них - постановка на поток выпуска сувенирных серий, состоящих из 9 коробков и открытки. О некоторых уже рассказывалось - "100 лет спичечной фабрике" и "Отечественная война". Причем удалось совершенно точно установить, что было ТРИ выпуска серии "Отечественная война", в состав которых входило три открытки и 24 каркора, а комплект состоял из

открытки и 8 коробок (одна коробка дублировалась, она располагалась рисунком "вниз").

  Была и новая серия, которая как раз готовилась к выходу - "145 лет пожарной службе республики Беларусь", в состав которой входило 9 этикеток(!!) и "пачечная" этикетка(!!) того же формата, как и открытки.

      

Среди новых каркоров был найден только один - "900 лет Борисову".

  Продолжался выпуск и других каркоров - "Год Лошади - 2002" и "100 лет фабрике".

  Переночевав (тоже с приключениями, но вполне комфортно) я отправился дальше. Следующим местом назначения было город Обухов, который был известен тем, что в нем где-то находилась фирма, печатающая каркоры для Гомеля - такой текст был найден в 1998 году на выпуске, болшьшем похожем по качеству на сувенирный, но предназначенный для широкой продажи. Естественно, приключения не заставили себя ждать. Как выяснилось позже, я сумел проехать по новой трассе, которая была нанесена не на все карты. Она была короче на 15 км, но машин на ней было крайне мало! Итог - "завис" на два часа между Березино и Бобруйском и офигительное отставание от графика - "стандартной" скоростью при путешествии автостопом, как это следует из моего опыта, считается 50 км/ч. Следующим приключением была поломка "Фольсвагена" на 25 км до Гомеля с последующим путешествием на "буксире". Ну а дальше был дождливый Гомель и объездная, пройденная необычно быстро (и это здорово!, поскольку на ней было мало машин!) и, наконец, граница. Ее пришлось пересекать пешком, что заняло в итоге больше двух часов, хотя на само "пересечение", т.е. оформление документов, ушло не более 10 минут. Но это - пешком! А на машинах... Очередь была часа на два-три! А "фуры" вообще, судя по рассказам, оформлялись чуть ли не по полдня!

  Украина встретила пронизывающим ветром и дождем. После почти двух часов ожидания - крайне неожиданная "вписка" в международный автобус, шедший на Киев(!!). Повезло... В результате в 23.45 я оказался в Киеве на автовокзале. А поутру направился искать таинственный Обухов. Город оказался неподалеу, а искомая фирма - практически в самом центре. Что было даже немного обидно - ведь ЭТО ЗДАНИЕ я видел, когда его ИСКАЛ. Хорошо, что не уехал далеко. Тем не менее встреча была очень теплой. Наверное, коллекционеры тут еще не частые гости, вот и еще не привыкли к ним. Как оказалось, они уже давно ничего не печатают для Гомеля, зато печатают для другой фабрики - Ровенской, которая находится в Березно, куда я, собственно, и направлялся. Это было приятной неожиданностью. А самым приятным был, конечно, коллекционный материал, который мне так любезно подарили.
Знал бы я, ЧТО это был за материал... Но, как бы то ни было, этот визит можно было считать ОЧЕНЬ успешным. Конечно, ждать, что генеральный директор фирмы сумеет помочь в дальнейшем с материалом надежды мало - но вдруг??

  Cледующим местом назначения был город Березно. Без приключений добравшись до Киева, пересел на городской(!!) автобус, проходящий по окружной трассе, и в 13.15 оказался на нужной "выходной" Житомирском шоссе. Естественно, и тут не обошлось без приключений, хотя в основном они были приятные. Например, очень вкусное "живое" пиво, которым меня угостили в очередном КАМАЗе. Как оказалось, машина принадлежала пивзаводу и ехала аж во Львов! Естественно, она меня и довезла до нужного "отворота" на Березно. Знать бы раньше, что ТАМ меня ждало...

  А ждала меня не просто дорога, а очередное испытание на "проходимость". Как оказалось, по ЭТОЙ дороге на Березно практически никто не ездит! Это мне сказал водитель очередного КАМАЗа, поимку которого можно было считать самым настоящим чудом, особенно после того, как я увидел ДОРОГУ, по которой мы ехали. БУЛЫЖНИК! Но и она, слава Богу, кончилась и мы приехали в местечко Моквин. На часах было уже 22.00. Ехать дальше? Осталось всего 7 км, но... куда? Уже почти темно... В итоге я заночевал в комнате отдыха бумажного комбината. А поутру, практически без приключений, я оказался на фабрике, которая находилась уже ЗА городом, куда в дальнейшем и нужно было ехать.

  Конечно, фабрика выглядела ОЧЕНЬ красиво. Корпуса новые, станки новые, все пока еще чисто, аж сверкает! Еще бы - ее ведь открывал сам Кучма! Заодно выяснилось с ее названием. Фабрика находится в БЕРЕЗНО, но входит в состав РОВЕНСКОГО объединения. Результат - РОВЕНСКАЯ фабрика, хотя до Ровно почти 50 км. Что же касается материала, то его на удивление много, особенно если учесть, сколько каркоров НАЙДЕНО. К новинкам можно отнести серию "Корабли". Однако большая часть каркоров была привезена еще в мае А.С.Пышкиным, поэтому требуется дополнительная "сверка материалов". Тут же выяснилось, ЧТО я привез из Обухова. Это оказался СПЕЦИАЛЬНЫЙ выпуск ГАИ Украины - 25 коробков-каркоров в картонной коробке, выпущенный крайне ограниченным тиражом. Была еще одна серия, явно СПЕЦИАЛЬНАЯ, с предположительным названием "Мальборо", но о ее составе можно говорить только предположительно, т.к. практически ВСЯ она была УВЕЗЕНА ЗАКАЗЧИКАМИ. Предположительно в ней 20 каркоров и картонная коробка. Ну а остальное - рядовые картонки, которых с 1999 года (был найден даже ПЕРВЫЙ каркор!) всего уже более 100 штук!! А вот "ящичных" этикеток на фабрике нет - ее текст напечатан непосредственно на "ящике". Однако, при столь интенсивной работе, фабрика покрывает только 30% от всей потребности Украины в спичках. И именно поэтому в последнее время появилось так много каркоров на "Маяке" и ПСП с "украинской" тематикой. Но о них дальше.











  Тем не менее, впечатление от визите на фабрику осталось очень приятное. Если же еще учесть, что меня подвезли до Ровно... Спасибо за помощь! Оказаться так быстро на "выходной" трассе из Ровно! Ведь идти по той же трассе на Федоровку меня можно было заставить только под страхом казни! Поэтому, наскоро перекусив "чем Бог послал", я направился в сторону Киева. Ну а если повезет - и до Гомеля. Ну вдруг!

  Естественно, приключения не заставили себя ждать. Самым приятным было путешествие на микроавтобусе "Мерседес" со скоростью 140 км/ч в компании тех, кого принято называть "братками", да еще с одновременным просмотром какого-то кино по видику! Почаще бы такие подарки... А Киев был пройден на удивление легко. Оказалось, что конечные станции одной из линий метро находятся как раз в нужных местах. Одна - на входе, а вторая - на выходе. В итоге - 40 минут - и я уже на шоссе, ведушим в Чернигов и, далее - в Гомель! Неужели... Гомель будет уже СЕГОДНЯ??

  В конечном итоге все определило время выхода из Березно. И вот уже 19.50 (по выходу со станции метро), потихоньку начинает темнеть, а до Гомеля еще более 300 км. Конечно, траффик прекрасный - пятница, вечер, все едут на дачу! - но и желающих уехать не меньше. А такой толпе попробуй сразу поймать "проходящую" машину! В результате к Чернигову я подъехал практически одновременно с наступлением темноты - в 21.15. Можно было бы поехать и дальше, тем более, что машина шла далеко, но... в Россию, МИНУЯ Беларусь. А ловить в темноте машину... Опять ночной вариант... Нет уж, лучше тормознуть в Чернигове. Знать бы раньше, к чему это приведет...

  Это привело к тому, что пришлось ночевать на вокзале. Комната отдыха закрылась за месяц до моего приезда, других вариантов вписок не нашлось, в том числе и стандартный "железнодорожный", в вагоне. Пришлось ждать утра. А утром обнаружилось, что дизель до Гомеля не доедет! Однако ТАМ, куда он едет, БУДЕТ дизель в Гомель. Ха! На месте оказалось, что он будет, но... через 8 часов. Хорошо еще дорога была недалеко. А тут еще повезло с попутками! И в итоге через минут 40 я уже был на границе. Обратный переход был еще легче - по части оформления - а вот времени он занял столько же, более часа, которые ушли на проход двух таможенных постов, "нейтральной" зоны и километра до "нужного" поворота уже в Беларуси. Машина до Гомеля "поймалась" почти сразу, и в 12.55 я уже был в Гомеле.

  Тут естественно встал вопрос - что делать? Была суббота, и фабрика, скорее всего, не работала - ехать на фабрику, проверять было откровенно ЛЕНЬ, да и жара этому явно не способствовала. Да и какой материал будет на фабрике ТЕПЕРЬ, когда они больше ничего не печатают в Обухове? В Питере он изредка да появляется, а в Гомеле надо будет просто найти какого-нибудь коллекционера. Не может быть, чтобы в Гомеле не осталось НИ ОДНОГО филумениста! В итоге день был потрачен на приведение в норму себя и обмундирования. А поутру, на первом дизеле - в Вышков, на "Ревпуть". Дизель тоже преподнес сюрприз, дойдя только до границы, но и это было преодолено, и в 10.05 я прибыл в Вышков.

  Оказалось что фабрика не работает. Совсем. И это не было связано с тем, что дело было в воскресенье. Она просто СТОИТ, уже почти полгода. И никаких спичек, естественно, не выпускает. Оборудование отремонтировано и готово к запуску. Дело за малым - деньгами... Все склады опечатаны, поэтому посетить их даже с охраной - а именно с ними я и разговаривал - возможности нет никакой. Да и новинки там явно не ожидают. Последние известные этикетки те же... Слухов много, но когда они воплотятся в дело - пока неизвестно.

  С такими печальными новостями я вышел из Вышкова и направился в сторону... Чего? Калуги? Балабанова? Или чего-то НЕ доезжая Калуги? По этой трассе я еще не ездил, да и не такая она "центральная" - мало ли чего... На часах было 12.15, и я решил предоставить дело судьбе. В конце концов, время есть... Где ночь застанет, там и... А результат превзошел все ожидания! Даже с учетом огромной пробки из-за аварии уже ЗА Калугой, на Калужской "объездной", на которую ушел час, в 20.50 я оказался в Балабаново!!! Это было очень приятным сюрпризом. Переночевав в одной из "малоизвестных" вписок, я направился на фабрику.









  Естественно, новинок было не просто много а ОЧЕНЬ много! И это только на самой фабрике. Причем нашлось очень много и "рядовых" каркоров. Попутно выяснилось, что практически на днях ожидается "юбилей" - 50 лет со дня выпуска первой продукции. Так было написано на стенде. И к этой даже ожидался какой-то сувенирный выпуск. Какой? Увы, его я не увидел, а вот "рядовой" каркор попался. Были и другие, в том числе для экспорта на Украину - "казаки" (сразу ТРИ выпуска, причем один в двух вариантах - с телефонами и без) и "украинки". Среди других были три версии "Зебры", "200 лет МВД России", Golden Eagle" с рекламой отдела сбыта фабрики, средство "БАЙТ" с текстом на украинском языке (тоже импорт на Украину?) и другие выпуски (Avion, "Роза", "Калужская милиция"...).





      

      

  Было найдено также ОЧЕНЬ большое количество новых "люксов" - каркоров "спец"-выпусков ("Суши Весла", "Цитрон", "Конь и пес", "10 лет ООО Факел"...) и новые "охотничьи" спички.



             

  Новых "хозяйственных" выпусков найдено не было. Зато подтвердилась информация о том, что ПСП стала второй фабрикой, где была освоена "полноцветная" печать каркоров - в 2000 году! - и теперь у "Маяка" появился хороший конкурент! И первой "полноцветной" серией стала "самореклама" ПСП - 4(?) каркора - ...

          

  А вот в фирме "Старт" ждало разочарование. Нет, материал у них БЫЛ, но я, к сожалению, не смог предупредить заранее о своем приезде (а я знал, КОГДА я приеду? в понедельник, вторник или среду??), и в итоге о материале пришлось забыть. Жалко. Ведь судя по всему, ТЕПЕРЬ фабрика и фирма существуют уже "параллельно", и их выпуски изготовляются НЕ НА ФАБРИКЕ. По крайней мере теперь НИ НА ОДНОМ каркоре с фабрики НЕ БЫЛО надписи "СТАРТ". А ведь я видел и обычные "люксы", и буклеты... И даже что-то похожее на "сувениры"! Причем этот выпуск был очень похож на то, что я видел в Березно! Или этот был ТОТ же выпуск, или крайне походий на него, причем он был уже в КОРОБКЕ. Может быть, тот таинственный "заказчик" и есть "Старт"? Правда, на выпуске Березно не было текста фирмы "Старт". Вопрос остался открытым...


  Как бы то ни было, познакомившись с новинками, я отправился дальше, в Москву, договорившись предварительно о встрече с Р.С.Дюпиным. От него я узнал, что "юбилей" ПСП - это еще "надвое" сказано, и его сроки явно неточны, что можно ТОЧНО доказать через имеющийся архив. Узнал и о выходе новой книге московского филумениста-историка В.Г.Бармакова, в которой ему удалось собрать хотя бы по одной этикетке практически для КАЖДОЙ фабрики царской России. Узнал и о выходе очередных номеров Бюллетеня "Филуменист", из которого можно узнать о последних новинках филумении. Было еще много разговоров - новости, планы...

  А поутру меня ждала трасса на Ярославль-Рыбинск. Метро "ВДНХ" и троллейбус 76 довезли меня почти до МКАДа, ну а дальше - попутки. Причем я помнил, как трудно было идти с Рыбинска на Ярославль в "далеком" 1992 году, когда я уже проходил этот отрезок пути. Но... ничего, обошлось. На удивление легко, что также было о-очень приятным сюрпризом, особенно старт с крайне неудобной точки в Тутаеве, когда я ушел с ОЧЕНЬ удобного места у переезда и оказался на "Горке". Однако минуты через две(!) меня подобрала "Ока" до самого Рыбинска!! При этом удалось обойти огромную тучу, которая нещадно поливала Пошехонье справа и - как выяснилось - Рыбинск за полчаса до моего приезда. Итог же - в Рыбинск я прибыл в 15.50. Фантастика... (Попутная картинка. В 5 км за Ярославлем стоит священник. Он ТОЖЕ ловит ПОПУТКУ??..) В итоге я устроился на ночевку в очень приятном месте. Правда, это на другом берегу Волги, в Волжском, но зато как тут тихо...

  А поутру меня ждали две фирмы - "Маяк" и "Формат". Сначала туда, где и дел больше, и интереснее материал - на "Формат". Новинок было много, но из-за ограниченности места пришлось ограничиться только информацией о них и договоренностью о их получении. Остается надеяться, что они "приедут", в том числе новый "класс" сувенирных серий - 12 каркоров с коробкой. Это аналог выпуска 24 + коробка, только коробки уложены в один ряд. Придется в будущем каталоге фирмы, первая версия которого уже вышла (ее можно увидеть на сайте http://matches.yaroslavl.ru/) делать для них новый раздел! Ну а коллекционерам стараться их достать.

  На "Маяке" повезло больше. Накануне печатался новый вид "Девушек" - 6 каркоров, из которыз три - повторный выпуск, на белом и сером картоне. Чуть ранее вышли "200 лет МДВ России" и "25 лет УВД г.Рыбинска" (по 2 каркора). Тут же выяснилось, что и на "Маяке" продолжают печатать "Казаков" для Украины. Вышел повторный выпуск "экспортной" версии из 6 каркоров, но только 4 и с текстом "ЧП Герасимчук" (о выходе двух других неизвестно), а также 9(!) новых "казаков" с тем же текстом.

Козаки

    

Среди новинок была найдена и "Зебра" с рисунком, аналогичным ПСП, но "оборот" - другой (в четыре ряда). Самой же последней новинкой, печать которой была назначена на вечер, была "Перепись-2002". Но и ее удалось добыть. Так что "Маяк" продолжает радовать обилием новинок. Правда, прекращен выпуск "сувениров" - так можно было назвать "хозяйственные" коробки на 250 спичек из-за их "невыгодности" (нет сбыта). Жаль!


  К 17.00 практически все дела в Рыбинске были закончены и, чтобы не задерживаться лишний день в городе, я решил выехать в Череповец. Как выяснилось, это было весьма опрометчивое решение! Потому что прибытие на место состоялось только в 23.00, что на два часа хуже нормы! И ведь эти два часа прошли на прекрасной для выхода точке в Пошехонье! В очередной раз вспомнилось, что в этой поездке "все наоборот", и чтобы доехать нужно просто иногда поверить в невозможное.

  И все-таки переночевать в Череповце удалось, и даже обменяться новинками. Их было немного, и среди них - уже знакомые "Казаки" (3) и одна "украинка". Похоже, что их теперь печатают по всей России! Чей это выпуск - Череповца, ПСП или "Маяка" - пока установить не удалось. Ближе всего - ПСП, отличие - в оборотке каркора "украинки", а "казаки" отличаются только чуть более светлыми красками печати. Были и другие новинки, в том числе каркор "Алабр" с повтором рисунка этикетки.

    
    


  А поутру - домой, в Питер. На фабрику я не пошел - теперь тут и так все под хорошим контролем! Зачем же "перебегать дорогу"! Вот так и получилось, что в 9.00 я оказался на последнем отрезке своего пути, и до дома оставалось чуть более 500 км. Естественно, и тут не обошлось без приключений. Сначала застопился АВТОБУС, который первоначально был принят за рейсовый. Вроде как водитель собрался в Устюжну, но решил пойти в лес, и в итоге пришлось выходить у повторта на Кадуй. А следующим был водитель явно навеселе, который прямо в машине угостил ВОДКОЙ и предложил отметить радостное событие. Оказалось, что ВЧЕРА у него была СВАДЬБА! Мы пару раз приняли, и я уже начал беспокоиться за судьбу шофера, но тут мы расстались. Надеюсь, больше он уже не пил... Зато вместо этого он, остановив на ходу какую-то машину, практически пересадил меня в нее. Впрочем, ненадолго, и итоге я оказался на "классической прямой", застопить на которой вероятность крайне низкая. Но тут повезло, и остановившаяся "Газель" подхватила с этого места. Правда, тоже ненадолго, хотя по разговору водитель собрался чуть ли не в Новую Ладогу. Но... выяснилось, что он хочет ехать по какой-то о-очень интересной дороге и ищет нужный поворот. В итоге я опять оказался в крайне неудобном месте, где и благополучно "провисел" почти два часа, пока не был подобран на полугрузовой машине марки IFA (типа "Газели"). На которой практически и приехал в Питер, если бы... не поворот на Всеволожск - так, мол, ближе. А в итоге нас торможнулти на въездном посту ГАИ уже в Питере! Прождав 20 минут, я покинул гостепримную машину - спасибо за помощь! - и побежал на автобус, который и довез меня до метро. Ну а тут уже проще...

  Вот и дом, а с ним - конец очередной "серии". Впечатлений - масса, но главное, что это путешествие заставило еще раз поверить в то, что "и невозможное - возможно!". Что и было решено взять в качестве заголовка для этой серии.

И НЕВОЗМОЖНОЕ - ВОЗМОЖНО !!

Санкт-Петербург, август 2002 года

© Andrey Petrov, 2003


Примечания редактора:
1. Представлена не окончатальная версия статьи (особенно по части иллюстраций) 2. Рамки вокруг изображений указывают на наличие ссылки на лист с дополнительными изображениями.
3. Продукцию фирмы "Формат" можно заказать наложеным платежом (заказ принимается по электронной почте) - см. http://matches.yaroslavl.ru/


Contact autor Discuss at the forum

  Articles - Content  

  Page top  



I can publish only materials supplied by the autors or by their prior permission.
No part of this article can be reproduced in any form without authors permission!
Opinions of the authors of the articles do not always coinside with the opinion of the site autor