Nevsky Phillumenist
SpyLOG The journal of the Phillumeny section of the St-Petersburg collector's society

2004 index



№2, 2004
Stanislav Dmitriev


How I became a "museum director"

   Весной 1998 года моя жена в очередной раз наводила "порядок" в квартире. Вытащив с антресоли обшарпанный чемоданчик, в котором хранилась моя коллекция спичечных этикеток, она сказала:

   - Наверно пора это выбрасывать.

   Надо отметить, что к тому времени чемоданчик не открывался уже лет десять (если не больше).

   Как раз в то время мне нужно было сделать сайт для фирмы, в которой я работал. Делать сайт фирмы "от нуля", без предварительной подготовки, было сложновато - для начала нужен был какой-то "подопытный кролик". И тут меня "осенило" - а что если для тренировки сделать несколько страниц о спичечных этикетках.

   Чтобы не повторяться в сюжетах, я запросил AltaVista (лучший поисковик того времени) поискать сайты со словами "matchbox, match cover, match booklet, collect". К моему удивлению, я получил список из более ста ссылок. Однако, начав разбираться с ними, обнаружил, что сайтов, в той или иной мере посвященных этикеткам, не более дюжины, из них сайтов коллекционеров - всего 6. Поиск на русской стороне дал еще более "обнадеживающие" результаты - поиск по всем трем кодировкам дал нулевой результат.

   Я решил, что создание первого в России филлуменистического* сайта - хороший способ "… себя показать". Так было положено начало. Однако просто сделать сайт оказалось мало - оказалось, что мой "первый в России" сайт посещает аж … 3 человека в неделю L (у созданного к тому времени сайта фирмы посетителей было почти на порядок больше). Я (довольно справедливо) решил, что филлуменистов с компьютерами в России немного, сделал английскую версию, в надежде, что мировое филлуменистическое сообщество ринется посмотреть мой огромный (целых 15 страниц) сайт. Не тут-то было. Число посетителей, правда, выросло аж до 10 в неделю, но реально - это было фиаско.

   Не буду рассказывать о всех попытках привлечь посетителей всеми, известными в то время, способами. Да, каждый из них помогал увеличить посещаемость (иногда в 2-3 раза), но, тем не менее, даже к концу 2000 г. на сайт заглядывало человек так 10-15 в день. Плюнув на идею создать "сверхпопулярный" сайт, я начал наращивать его объем. Когда на сайте стало страниц так 50, я начал получать первые письма от филлуменистов из России и Европы. Это, в свою очередь, подняло мой интерес и к самому коллекционированию. За год я обменял весь свой запас дублей (и с тех пор постоянно сижу без обменного материала). Где-то в то же время появилась идея Вальтера ван Брандта (Walter van Brandt) - использовать сайт как средство установления контактов между филлуменистами. Так появился Виртуальный клуб коллекционеров спичечных этикеток (в котором сейчас более 40 членов).

   Практически тогда же Виктор Ралдугин прислал первые изображения своих этикеток и наброски статьи о 100-летии фабрики "Сибирь". Это дало толчок к началу "новой эры" в развитии сайта. Была опубликована первая совместная работа - статья "Сто лет спичечной фабрики "Сибирь"" (в 2003 слегка переработанная версия была опубликована в журнале британского общества филателистов "Match Label News") и первые совместно созданные страницы с этикетками. Позже появились страницы с этикетками только Виктора, а затем и других коллекционеров. За два года количество страниц с этикетками, присланными другими коллекционерами (и даже людьми, не подверженных этому "заболеванию") стало настолько большим, что пришлось сменить имя сайта с нескромного "Виртуальная коллекция спичечных этикеток С.Дмитриева" на "Виртуальный музей спичечных этикеток".

   ССегодня я уже не в состоянии представить все изображения этикеток, присланные мне (даже в разделе "Запасник", специально созданном для этих целей, представлено не более половины из них).

   В декабре-2003-марте 2004 ряд страниц сайта был создан Андреем и Алексеем Чекушиными.

   На сегодня на сайте представлено более 5000 этикеток, каркоров, буклетов из 48 стран мира. Общее число страниц только на русском языке - более 3500. Кроме страниц с этикетками, на сайте присутствуют и страницы для общения коллекционеров ("Куплю-продам", "Новости периодики" и т.п.), а также целый ряд клубных проектов (Статьи, Библиография, Спичечные фабрики, Такие разные спички, Такие разные коробки и др.). На сайте также открыты он-лайн магазины Московского общества филлуменистов (книги, каталоги, журналы) и магазин сувенирной продукции фирмы "Формат-принт". Надеюсь, к моменту выхода этого журнала из печати будет открыт проект "Терминология филлумении". В планах также "грандиозный" замысел - создание общедоступной базы данных по спичечным этикеткам представленным в сети. Надеюсь запустить этот проект к концу этого года.

   Сегодня сайт ежедневно посещает более 250 человек (это значительно больше числа всех посещений за первый год его существования).

   Думаю, его появление дало значительный толчок к увеличению числа филлуменистических сайтов (особенно русских) во всемирной паутине. Сегодня у меня в разделе ссылок содержится более 50 ссылок на сайты коллекционеров. Они, естественно, разные по содержанию и ценности. Некоторые существуют уже много лет и были примером подражания для меня, некоторые существуют всего несколько месяцев, но все они могут служить источником информации по нашему общему увлечению.

   На мой взгляд, особо стоит отметить сайты Ганса Эверинка (Hans Everink - http://members.tripod.com/~hans_everink ) и Майка Преро (Mike Prero - http://users.ev1.net/~rmseditor).

   И хотя количество филлуменистических сайтов растет медленнее, чем Интернет в целом (большинство спичечных фабрик до сих пор не имеют своих сайтов, а сайты тех, что представлены в сети, как правило, не представляют особого интереса для коллекционеров), ряд новых сайтов представляет несомненный интерес.

   Из сайтов спичфабрик и рекламно-сувенирных фирм для меня (надеюсь, и для вас) наибольший интерес представляет сайт ООО "Формат-принт" (http://matches.yaroslavl.ru), представляющий практически полный каталог спичечной продукции фирмы. Существенно уступающий по стилю и навигации сайт чешской фирмы KARMILA Praga s.r.o. (http://www.karmila.cz/filumenie/vyobrazeni/vyobraz.html) также представляет все коробки и этикетки фирмы. К сожалению, это все. На других фабричный сайтах нет ни новостей, ни другой информации об их этикетках.


   Примечание: Именно так - фиЛЛумения - я привык писать и воспринимать это слово с детства. О том, что слово подверглось "кастрации" в начале 70-х, я узнал только в 2000 г. от Виктора Ралдугина.




2004 index