Невский филуменист
SpyLOG Журнал cекции филумении Общества коллекционеров Санкт-Петербурга.

Содержание журналов за 2005 г.



№7, 2005 г.
Станислав ДМИТРИЕВ


Еще раз о сигнатуре*

   Изначально этим словом называлась любая технологическая типографская пометка. Именно с таким значением это слово и вошло в учебники и ГОСТы. И поэтому, строго говоря, сигнатурами на этикетках являются только угловые метки, предназначенные для разметки кроя, а на каркорах – заменяющие их штрихи. Других сигнатур (в основном смысле слова) на спичечных этикетках и каркорах нет.

   Однако, после введения в России (по примеру Пруссии) обязательной пометки на каждом отдельном печатном продукте информации о выпустившей их типографии, сигнатурой (неофициально) стали зачастую называть также эти привнесенные пометки.

   В СССР (да и большинстве других соцстран) взамен обязательного указания печатника, было введено обязательное размещение блока идентификационной информации (“выходные данные”).

   В этот обязательный блок входили: информация о типографии, информация о заказчике и/или номер заказа, тираж, и (в определенные времена) “литовка” – отметка о разрешении цензуры. Для “ведомственных” типографий указание стороннего заказчика было обязательным вплоть до 1991 г.!

   В том случае, когда эта информация не входила в изначальный макет печатного продукта, этот блок информации также стали называть сигнатурой. Как правило, такого рода “сигнатура” размещалась на листовой продукции, причем надо отметить, что спичечным этикеткам, в некотором роде, повезло - вспомните товарные ярлыки на одежде советских времен: зачастую блок выходных данных (сиречь “сигнатура”) занимал половину (а то и более) ярлыка.

   Такого рода обязательные отметки характерны не только для CCCР. До сих пор в Германии информация о печатнике и налоговый номер спичфабрики являются обязательным атрибутом спичечной этикетки. А в годы второй мировой войны в очень многих странах на полях этикеток ставилась отметка о цензурном разрешении.

   С типографским арго “сигнатура” именно в таком понимании я столкнулся, когда мне пришлось (наряду с основной работой) заведовать печатным процессом. Выходные данные на листовую продукцию обычно вносились самой типографией на исходный макет и ни одна печатница ни за что не пропустила бы на станок лист без “сигнатуры”. В таком смысле этот термин и сейчас в ходу практически во всех бланочных типографиях. Поэтому я не вижу криминала в использовании вполне устоявшегося (хотя и неофициального) термина “сигнатура” для обозначения отдельного (не встроенного в основной дизайн этикетки) блока информации, как о типографии, так и о фабрике или цензурном разрешении.

   В противном случае, применение его только к идентификационной фабричной пометке также не состоятельно, ибо эта пометка не является технологической!

   И тогда уж давайте пользоваться ГОСТовскими терминами – выходные данные о типографии, выходные данные о заказчике, выходные данные о цензурном разрешении ....

* Эта публикация - продолжение разговора, начатое москвичом А.Малеевым в статье "Уточним терминологию" ("НФ" №6, стрю 38-39)




Содержание журналов за 2005 г.