Virtual Matchbox Labels Museum - Collectors club - Club projects - Articles - V.M.Bogdanov. Matchbox labels and collecting them SpyLOG

Russian version
Collectors club - Club projects - Articles

  Sorry for presenting the article in Russian - have no time for translation. Please try automatic translator to any of languagies it supports ( I am not responsible for results :-).
 
  

 


 V.M.Bogdanov 

Matchbox labels and collecting them
(Continuation)
  <- Article beginning  
  <- Prev. page  

В художественной литературе

  Увлечение спичечными этикетками и коробками отражено и в художественной литературе.

  Одним из первых к этой теме обратился знаменитый французский писатель Анатоль Франс в своем романе "Преступление Сильвестра Боннара". Есть там такие строчки:
"Монте Аллегро, 30 ноября 1869 г.
— Мы едем в Мелло. Это ужасная деревушка в трех лье от Джиодженти, и вы ни за что не отгадаете, зачем мы туда едем. И не пытайтесь отгадать. Мы едем за спичечной коробкой. Дмитрий коллекционирует спичечные коробки. Маленькие коробочки с хромолитографиями. Мы собрали уже пять тысяч двести четырнадцать различных образцов. Некоторые нам достались ценой невероятных усилий. Так, например, мы узнали, что в Неаполе были изготовлены коробочки с портретами Мадзини и Гарибальди, и что полиция их конфисковала, посадив в тюрьму фабриканта. Путем расспросов и розысков мы нашли такую коробку у одного сельского хозяина, который продал нам ее за сто лир и донес о нас полиции. Полиция обыскала наш багаж. Коробочки она не нашла, но мои драгоценности украла. Тут и мне пришлось по вкусу коллекционирование. Летом мы поедем в Швецию, чтобы пополнить наши серии.
Я почувствовал (должен ли я это говорить?) некоторую сочувственную жалость к этим настойчивым коллекционерам. Конечно, я предпочел бы, чтобы супруги Треповы собирали в Сицилии античные мраморы, раскрашенные вазы или медали. Мне приятно было бы узнать, что они увлекаются раскопками Агригента и поэтическими преданиями Эрикса. Но, как бы то ни было, они были коллекционерами, принадлежали к тому же братству, что и я, и мог ли я смеяться над ними, не смеясь над самим собой?...
...— Покажите, Дмитрий, покажите г-ну Боннару вашу ценную добычу.
И послушный великан протянул мне спичечную коробку, дрянную картонную коробочку, украшенную сине-красным лицом, которое надпись объявляла лицом Эмпедокла.
— Это уродство — сказала она, — но это редкость. Коробочек этих нигде не найти. Их надо покупать на месте изготовления. В семь часов утра Дмитрий был уже на фабрике. Вы видите, что мы не теряли времени напрасно".


  В романе английского писателя Евелина Вауг (Evelin Waug — "Brideshead Revisited") также имеется персонаж, увлекающийся спичечными коробками:
"...С уверенностью все знали лишь одно: он собирает спичечные коробки, и это только потому, что в огуречный сезон в одной газете появилась заметка под заглавием "Необыкновенный конек лорда". Спичечные коробки копились у него на полках, занимая с каждым годом все больше и больше места в его небольшой квартире в Вестминстере. Сперва он стыдился того, что об этом увлечении узнали все, но потом он был доволен, так как благодаря газетной статье он завязал связи с коллекционерами всех частей света, с которыми он и теперь ведет переписку и обменивается дубликатами..."

  У Ярослава Гашека в "Похождениях бравого солдата Швейка" есть такие строки:
"Подобно тому, как у некоторых людей бывает страсть собирать спичечные коробки, так у этого генерала была страсть назначать полевые суды...".

  В книжке Н. Данилевского и Г. Северского "Тропою разведчиков" многие страницы посвящены собирателям спичечных этикеток. О филлумении и филлуменистах упоминается и во многих других произведениях — иногда иронически, а порой вполне серьезно.

  В русской поэзии есть несколько стихотворений, посвященных этикеткам. Вот одно из них:

На спичечной коробке —
Смотри-ка славный вид:
Кораблик трехмачтовый
Не двигаясь бежит...
Не разглядишь, а верно —
Матросы есть на нем,
И в тесном трюме, в бочках
Изюм, корица, ром.
И есть на нем, конечно,
Отважный капитан,
Который видел много
Непостижимых стран.
И верно есть матросик,
Что мастер песни петь
И любит ночью звездной
На небеса глядеть.
Вот и сейчас быть может
В каюте кормовой
В окошечко глядит он
И видит нас с тобой.

Это стихотворение В. Ходасевича (из сборника "Путем зерна". Изд-во "Мысль", 1921 г.), навеянное одной картинок на шведских спичках, завезенных в Россию в 1917 г.

  История самого рисунка примечательна. В 1878—1879 гг. знаменитый полярный исследователь Норденшельд на парусном корабле "Вега" первым прошел Северо-Восточным путем вдоль побережья Сибири, из Атлантического океана в Тихий. Это выдающееся событие отметили на двух спичечных этикетках: на одной портрет путешественника, на другой — его корабль. С течением времени слово "Вега" с этикеток исчезло, осталось название "ТНЕ SНIР" — корабль. Под этим наименованием этикетки выпускаются до сих пор.

О чем говорят этикетки

  Старинные русские спичечные этикетки встречаются теперь крайне редко.

  Никто из нынешних собирателей не видел первых русских спичечных коробочек. В Москве с 1848 г. по 1895 г. существовала фабрика. А. М. Гезена, а какие были этикетки? Известна лишь одна, относящаяся к 1870 г., с изображением Московского Кремля. На этикетке указано: "Рисунки собственность фабрики". Рисунки! Где они?

  Сохранилась этикетка 1856 г. фабрики А. Семкина в с. Грузино, Новгородской губернии.

  В нескольких коллекциях встречаются этикетки фабрики Гессе семидесятых годов с рисунками и текстами из басен И. А. Крылова. Эта же фабрика в 1876 г. выпустила этикетки с портретами героев освободительной войны сербов против турецкого ига. На одной — генерал М. Г. Черняев, командовавший моравским корпусом сербской армии.

  Под изображением стихи:
  Архистратиг славянской рати.
  Безукоризненный герой!
  Под кровом божьей благодати
  Да совершится подвиг твой!..

  На другой этикетке портрет добровольца Н. Киреева, тоже со стихами:

  Ко братьям страждущим душа его летела
  Самоотверженно желая им служить,
  Он первой жертвой пал за праведное дело
  И памятью о нем должны мы дорожить.
  Он пал в честном бою, свободу защищая.
  Как больно смерть его отозвалась в сердцах,
  Неведома для нас могила дорогая!
  Остался прах его во вражеских руках!

  Семью годами позже фабрика Гессе издала серию этикеток с пикантными картинками.

  В 1883 г. фабрика "Грефсби" выпустила спичечные коробки с рисунками такого же содержания. Эти выпуски характеризуют тогдашнюю эпоху безвремения, отход от значительных общественных тем и в '"большом искусстве", и в потребительской миниатюре.

  Ивану Андреевичу Крылову на этикетках повезло. Мы уже упоминали о "крыловском" выпуске фабрики Гессе, а в 1891 г. фабрика Шаныгиной выпустила большую серию с силуэтами петербургских типов; среди них три иллюстрации к басне "Демьянова уха". Иллюстрации настолько удачны, что сразу же вспоминаются соответствующие строки:

  Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

  Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!

  Схватя в охапку кушак и шапку, —
  Скорей без памяти домой.


  В 1899 г. сразу две фабрики выпустили первую юбилейную этикетку с портретом Пушкина, а в 1900 г. — с портретом Суворова.

  Увы, вот и весь перечень отечественных этикеток, сохранившихся с прошлого столетия.

  Но это даже не сотая часть образцов спичечной графики того времени. Правда, тут не учтено 150 дошедших до нас лапшинских этикеток, первая из которых— хотитовская — почти полностью копирует шведскую. Лишь на ее обороте напечатано: "Продажа в С.-Петербурге у В. А. Лапшина". Так, покупателям под видом иностранных спичек продавалось отечественное изделие.

* * *

  Как и всякий предмет промышленной графики, спичечные этикетки являются зеркалом эпохи. На них отражаются многие события общественной жизни.

  Наша промышленность выпускает в год 13 миллиардов коробков спичек, а следовательно, такое же количество картинок, наклеенных на них. Какое другое полиграфическое изделие имеет такие тиражи? Спичечная коробка проникает вслед за человеком туда, куда порой не дойдет ни большой плакат, ни маленькая открытка. Иллюстрации на этикетках превратили их в политические микроплакаты.

  В 1918 г. фабрика "Факел" впервые поместила на этикетке лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и советскую эмблему "Серп и Молот".

  В 1923 г. реакционное английское правительство предъявило Советкому Союзу ультиматум, сопровождаемый угрозами и содержавший разные необоснованные требования. Ультиматум вызвал возмущение трудящихся по всей стране. Повсюду раздавался призыв: "В ответ на ноту лорда Керзона укрепим наш воздушный флот, создадим эскадрилью самолетов "Ультиматум". Тогда же было организовано Общество друзей воздушного флота. Значок этого общества — самолет с кулаком вместо пропеллера — был изображён на этикетке, выпущенной фабрикой "Ревпуть".

  В годы Великой Отечественной войны все советские спичечные фабрики выпускали этикетки с патриотическими призывами. В послевоенное время советские люди ведут борьбу за мир и дружбу между народами всей планеты. Появились миниатюрные копии больших плакатов: "Мы за мир!", "Нет — войне!", "Ядерное оружие запретить!"...



* * *

  Вдумчивое отношение к изображенному на этикетках приводит иногда к неожиданным открытиям.

  В доме-музее Л. Н. Толстого на столе, под стеклом, лежала начатая спичечная коробка "Акц. о-ва В. А. Лапшин".

— Ею пользовался Лев Николаевич?
— Нет, но точно такие же спички постоянно были в доме.
— Этого не могло быть!
— Почему?
— Обратите внимание на цвет бандероли — такой цвет на спичечных фабриках появился спустя три года после смерти Толстого!

  Сколько пришлось посмотреть фильмов о гражданской войне. Везде курят! Артисты лихо чиркают современной спичкой по современной же коробке. А что бы режиссерам поинтересоваться историей спичечной промышленности!

  Однажды автору этих строк позвонили из студии документальных фильмов: "Какие спички могли быть в кабинете Ленина в 1920 г.? В 1922 г.? Документированная справка, разумеется, была дана.

  Для фильма о Карле Марксе понадобилась аргументированная консультация — какими спичками мог пользоваться Маркс в семидесятых годах прошлого столетия? Тут помог каталог музея Брайан и Мэй.

  Contd. - >  

Last updated December 5th 2003

The articcle presents updated version of the book by
 V.M.Bogdanov  "Matchbox labels and collecting them", 1970 г.

© Siberian Club of Russian phillumenists, 2003



I can publish only materials supplied by the autors or by their prior permission.
No part of this article can be reproduced in any form without authors permission!



  Page top  

 
 
 


Site designed by Stanislav Dmitriev © Copyright 1998-2003
This page was last updated December 5th 2003

Copyrights for all labels design of appropriate firms/designers.
Any claims from them to remove the image from the site or make special Copyright marking will be accepted.