|  |  | 
 
Виктор Ралдугин
Таиланд на переломе столетий (2000-2001 гг) 
В целом для этой страны известны два типа спичечной графики (А и Б)  и шесть видов спичечной продукции (1 – 6):
 
 
 
	Производство спичек А ("этикетки"):
	 1)	простые (рядовые) коробки с этикетками;
	 2)	пачка с 10 рядовыми коробками с наклеенной пачечной этикеткой; 
	 Б  ("каркоры"):
	 3)	простые (рядовые) картонные коробки с отпечатанным рисунком на лицевой и оборотной сторонах;
	 4)	большеформатные картонные коробки типа хозяйственных спичек с аналогично отпечатанным рисунком;
	 5)   гостиничные  спички в коробках из тонкого белого картона;
	 6)	сувенирные выпуски, преимущественно в оболочке из прозрачного пластика или целлофана.
 
 
    Фабрика Asia match Co. – известный производитель рекламных и гостиничных спичек. Только в самом Бангкоке сейчас не менее 145 отелей и в каждом – свои спички, которые, как и положено во всем мире, бесплатно предлагаются всем постояльцам (обычно – по их просьбе, особенно если они – курильщики). На одном торце коробка  помещается надпись  Asia match Co., а на другом - намазка.  Клуб коллекционеров, как я понял, снабжает своих членов подборками таких спичек, причем нужно отметить, что тамошние коллекционеры собирают целые коробки (часто – со спичками) а не принятый в нас их эквивалент – каркоры.Хозяйственные спички фабрики Asia match Co
 
 
 
    Фабрика Asia match Co. выпускала также хозяйственные спички,  иногда изготавливала сувенирные наборы, единственным известным примером которого является имеющийся у меня набор  1992 года "100 лет Красному кресту" (12 многоцветных. каркоров  с фотооизображениями известных тайский больниц). Из набора "100 лет Красному кресту"
 
 
 
 
	
		|  Укладка спичек
 в "хозяйственные"
 коробки
 | 
    Основное спичечное предприятие Таиланда – бангкокская фабрика Thai Match Co производит  все виды спичек, кроме гостиничных. Один из процессов производства  - ручная укладка спичек в "хозяйственные" коробки,  запечатлен на фото слева. Вообще же эта фабрика уже много лет выпускает спички, на этикетках которых из года в год повторяются одни и те же  рисунки (брэнды).
 С точки зрения филумениста,  Таиланд в рассматриваемые годы совершил заметный "рывок" в связи с проведением в нем шумной кампании  "Таиланд 1998-1999". Эта кампания имела цель максимально привлечь в страну  туристов со всего мира, а одна из конкретных причин – проведение в 1998 году   13-х Азиатских (спортивных) игр.
 |  Хозяйственные спички фабрики Thai Match Co
 
 
	
		| 
    Фирма Linea Group Holding оказалась "на коне" и она отличилась в этот период выпуском 11 сувенирных спичечных наборов под общим названием "Удивительный Таиланд" ("Amazing Thailand"). Наборы однотипные и каждый из них представляет собой 9 обычных картонных  коробков. помещенных в специальное корытообразное картонное вместилище, у которого по периметру находятся надпись Amazing…Match Boxes… Thailand, а на обратной стороне дна набора находятся выходные данные набора. 
 Лицевая сторона центрального коробка всех наборов совпадает с его оборотной стороной, а  8 коробков имеют на обороте надпись по английском языке, поясняющая изображение на лицевой стороне.  Для этих наборов использованы довольно качественные фотоизображения, а вся коробка вставлена в прозрачный пластиковый чехол для предохранения от загрязнений и случайных повреждений.
 |  
 
  
 |  
    Представленный здесь набор называется "Чудесные храмы", а десять остальных – "Королевские барки", "Тайский монах", "Маски", "Образы Будды", "Слоны", "Природа", "Тайские куклы", "Удивительный Таиланд", "Праздник", "Радуйся вместе".  На самих наборах этих названий нет, но они в таком виде перечислены на английском языке в газете тайского клуба коллекционеров, которую я получил от Пичаи Донсамера. 
 Кроме этих 11-ти наборов известен выпуск 8-ти сувенирных наборов другого типа –
по 6 коробков определенной темы в прозрачном пластиковом чехле. У меня есть два
целых таких набора – "Народные забавы" и "Типичный тайский транспорт". Лицевая, боковая и
оборотная стороны одного из коробков первого набора показаны здесь.
 
 
 
	
		|  | 
    Размеры коробка 52 х 36 х 7 мм. Лицевая и одна из боковых сторон коробка заклеивается этикеткой из набора, а оборот, одинаковый для всех 8 наборов, отпечатан на картоне и
содержит явную грамматическую ошибку (MACTH  вместо MATCH).
		 |  
 Один из этих наборов, называемый "Дикие орхидеи Таиланда",  я получил в виде ненаклеенных этикеток. Для всех орхидей приведены латинские названия, что повышает информационную ценность сувенирного выпуска. В целом нужно отметить, что все сувенирные выпуски ориентированы на долларового туриста и, конечно, вряд ли были доступны простым тайцам…
 
 Звездным часом  фирмы Linea Group Holding был выпуск в конце 90-х годов не менее 18-ти спичечных сувениров с рекламой кинофильмов мировой известности).
 
 
     
 
    Эти
выпуски представляют собой тематические подборки (от 2 до 5) многоцветных коробок обычного размера, запечатанные обычным скрепером в целлофановые пакеты-оболочки и снабженные общей этикеткой-ярлыком c информацией о производителе. Лицевые части многих этих сувенирных каркоров выставлены для всеобщего обозрения на сайте тайского клуба коллекционеров http://www.get.to/thaimatch, а развороты некоторых целых коробок – на  этом сайте. 
 
 
	
		| 
    Оригинальный сувенир - комплект из семи спичек-книжек "Чудеса света" в целлофановом футляре - выпущен той же фирмой в 2000-ом году. Цветные фотоизображения очень качественны (Тадж-Махал я сам видел в Агре). Этот комплект "трехмерных" спичек-книжек выставлен для обозрения целиком на  этом сайте.  
 Нельзя не упомянуть о "супернаборе" 1998-го года "13-е Азиатские игры"
(40 каркоров в прозрачном пластике), который я  получил из Бангкока, и о наборе "Canadian Pacific" (20 каркоров),  который  я видел только в виде черно-белой иллюстрации в клубной газете.
 |   |   |  
 
 
Оригинальная статья впервые напечатана в журнале "Московский филуменист" № 2(16)  март-апрель 2004
 На сайте представлена слегка
 переработанная и дополненная версия.
 
 
 
 Публикуются только материалы представленные авторами
 или с их согласия.
 Перепечатка без разрешения авторов запрещена!
 Мнения авторов статей не всегда совпадают с мнением автора сайта
 
 
 
 
 
 |  |