Russian version

Collectors club - Club projects - Articles SpyLOG

  Articles - Content  

Sorry for presenting the article in Russian - have no time for translation.
Please try automatic translator by calling Translator window ( I am not responsible for results :-) or read an abridged version in English.


Gennady Golyadkin, Stanislav Dmitriev.

Swopping flagships or
How the scientific ships visited Kaluga

    1967 год был не только годом 50-летия Октябрьской революции. В этом году старый флагман научного флота ИС (исследовательское судно) АН СССР «Витязь» выполнял совместные с японскими учеными исследования и посетил ряд японских городов (включая Токио), а новый - ИС АН СССР «Академик Курчатов» - вышел в свой первый рейс. В ознаменование всех этих событий и были выпущены две весьма интересные серии спичек (ничего подобного в СССР ни раньше, ни потом не выпускалось).

    Первая из них («Спички "Юбилейные"») состояла из двух лицевых и трех оборотных этикеток. На нестандартных коробках увеличенного размера (52 х 56 х 14 мм), которые клеились вручную, красовалась одна из двух лицевых этикеток (с бронзированием) («50 лет Октябрю!» или «50 лет Советской власти») и одна из оборотных — «г. Калуга. К.Э. Циолковский. Фрагмент памятника», «Судно АН СССР "Витязь"» или «Судно АН СССР "Академик Курчатов"». Коробки наполнялись спичками из крашеной соломки с разноцветными головками красного, желтого и зеленого цветов.


    Упаковывались они также нестандартно - в двухслойные брикеты из 8 коробков, обтянутых цветной (желтого, голубого или зеленого цвета) лентой с надписью "Спички. Юбилейные", после чего оборачивались в целлофан. Однако это не было обычным сувенирным набором, поскольку, как правило, в одном брикете находились коробки с одинаковыми парами этикеток.

    Вторая серия - «Спички "Сувенирные"» - состояла из одной лицевой этикетки («50 лет Октябрю!» с бронзированием) и трех оборотных: «Музей космонавтики. Калуга», «Судно АН СССР "Витязь"» или «Судно АН СССР "Академик Курчатов"». В этой серии коробки были стандартными (3/4), также с разноцветными спичками, и паковались в двухслойные пакеты по 16 коробков, с бандеролью из тисненой бумаги сиреневого или розового цвета или

из гладкой бумаги синего цвета. Все это было упаковано в целлофан.

    Изготавливались брикеты на калужской фабрике «Гигант». Этикетки печатала литография БЭФ, а боковые ленты - Калужская областная литография. Судя по бумаге и качеству рисунка и печати, сначала были напечатаны этикетки с изображениями кораблей (этикетки подобного качества, без указания фабрики, изготавливались для наших круизных лайнеров), а затем, в срочном порядке остальные. Очевидно, основная часть спичек предназначалась для «Витязя» - в качестве сувениров. У авторов нет данных об официальных посещениях иностранных портов «Курчатовым» во время его первого рейса, но наверняка часть выпуска пошла и туда - судно заходило в иностранные порты хотя бы для бункеровки. Ну, а остатки ушли в Академию наук - на сувениры иностранцам, посетившим ее в год юбилея.

    Сегодня «Витязь» является одним из главных экспонатов Музея Мирового океана, что находится в Калининграде.

    Кстати, первое его имя - «Марс». Он построен в Германии в 1939 году как сухогруз для перевозки фруктов. Судно было рассчитано на 38 человек экипажа и 12 пассажиров.

    Во время войны «Марсу» пришлось возить целлюлозу из Скандинавии. Позже судно переоборудовали под военный госпиталь на 600 мест. А весной 1945 года он вывез сотни беженцев из Кенигсберга и Пиллау, осажденных советскими войсками. Более 20 тысяч человек обязаны «Марсу» своим спасением.

    По репарациям корабль сначала оказался в Англии, а потом его передали Советскому Союзу. В конце 1946-го в Советском Союзе был образован Институт океанологии АН СССР. Океанологи получили в свое распоряжение «Марс» и переделали его. Хоть и достаточно велик стал «Витязь» - длина 109 м, водоизмещение 5710 т - и на всех его четырех палубах (включая шлюпочную) около ста помещений, все же с учетом четырнадцати лабораторий, хранилищ коллекций и проб, служебных кают, кают-компании, столовой, библиотеки, персональных кают для судоводителей и руководства экспедиции, на нем не без труда размещались 66 членов команды и 77 научных работников...

    У корабля появилась глубоководная лебедка, которая позволяла ставить якорь на глубину до 11 тысяч метров. И по сей день именно этому судну принадлежит мировой рекорд по глубине постановки на якорь.

    Бывший «Марс» назвали «Витязем». Это имя корабль получил в честь знаменитых корветов. Первый «Витязь» - винтовой корвет, на котором в 1870 году к берегам Новой Гвинеи совершил плавание русский путешественник Николай Миклухо-Маклай. Второй «Витязь» - парусно-винтовой корвет, на котором в 1886 году начал свое кругосветное путешествие знаменитый русский адмирал, ученый и кораблестроитель Степан Макаров.

    В первый рейс «Витязь» отправился в мае 1949 года. С 1949 по 1979 г. «Витязь» совершил 65 экспедиций по всем морям и океанам, прошел более 800 тысяч морских миль, открыл 7943 научные станции. Крупных открытий только в Тихом и Индийском океанах было сделано почти три десятка. В Мариинской впадине измерена наибольшая глубина 11022 м. В 1957 году «Витязь» вышел в свой первый заграничный рейс. Всего же судно заходило в 100 портов 49 стран мира. На борт «Витязя» поднимались Юрий Гагарин и Тур Хейердал, Алексей Косыгин и Жак-Ив Кусто, Фидель Кастро и Саша Дистель. Ученые 14 стран работали на судне. Последний рейс «Витязь» совершил в 1979 году вокруг Европы.

    Двадцать лет «Витязь» был флагманом научного флота Академии наук, пройдя более 800 тыс. миль. В 1967 году, в год 50-летия Октябрьской революции, флагманом стал «Академик Курчатов».

     ...На сороковом году жизни «Витязь» в последний раз пришвартовался в порту

Калининграда. Он передал свое имя новому, четвертому «Витязю».

    Новый флагман, старый флагман. .. «Вахту сдал - вахту принял!». Именно об этом событии и рассказывают нам старые «гигантовские» этикетки...



Авторы благодарят за помощь, оказанную при написании статьи, П.Янколовича (Санкт-Петербург) и А.Малеева (Москва).
В статье использованы фрагменты материалов С. Славина «Экспедиционное судно "Витязь"» («Моделист-конструктор». Морская коллекция. http://www.warships.ru/) и Н. Поповой «Как "Марс" стал "Витязем"» (Независимая газета, 2001, 15 мая. http://ng.ru/time/2001-05-15/7_mars.html).

Full Russian version was first published in № 9 of the "Nevsky fillumenist" magazine
© Gennady Golyadkin, Stanislav Dmitriev, 2005

Contact autors:
Gennady Golyadkin
Stanislav Dmitriev
Discuss at the forum

  Articles - Content  

  Page top  



I can publish only materials supplied by the autors or by their prior permission.
No part of this article can be reproduced in any form without authors permission!
Opinions of the authors of the articles do not always coinside with the opinion of the site autor