English version

Клуб коллекционеров - Проекты клуба - Статьи SpyLOG

  Статьи - оглавление  

Станислав Дмитриев, Геннадий Голядкин.

"Вахту сдал!" — "Вахту принял!",
или Как корабли науки заплыли в Калугу

    1967 год был не только годом 50-летия Октябрьской революции. В этом году старый флагман научного флота ИС (исследовательское судно) АН СССР «Витязь» выполнял совместные с японскими учеными исследования и посетил ряд японских городов (включая Токио), а новый - ИС АН СССР «Академик Курчатов» - вышел в свой первый рейс. В ознаменование всех этих событий и были выпущены две весьма интересные серии спичек (ничего подобного в СССР ни раньше, ни потом не выпускалось).

    Первая из них («Спички "Юбилейные"») состояла из двух лицевых и трех оборотных этикеток. На нестандартных коробках увеличенного размера (52 х 56 х 14 мм), которые клеились вручную, красовалась одна из двух лицевых этикеток (с бронзированием) («50 лет Октябрю!» или «50 лет Советской власти») и одна из оборотных — «г. Калуга. К.Э. Циолковский. Фрагмент памятника», «Судно АН СССР "Витязь"» или «Судно АН СССР "Академик Курчатов"». Коробки наполнялись спичками из крашеной соломки с разноцветными головками красного, желтого и зеленого цветов.


    Упаковывались они также нестандартно - в двухслойные брикеты из 8 коробков, обтянутых цветной (желтого, голубого или зеленого цвета) лентой с надписью "Спички. Юбилейные", после чего оборачивались в целлофан. Однако это не было обычным сувенирным набором, поскольку, как правило, в одном брикете находились коробки с одинаковыми парами этикеток.

    Вторая серия - «Спички "Сувенирные"» - состояла из одной лицевой этикетки («50 лет Октябрю!» с бронзированием) и трех оборотных: «Музей космонавтики. Калуга», «Судно АН СССР "Витязь"» или «Судно АН СССР "Академик Курчатов"». В этой серии коробки были стандартными (3/4), также с разноцветными спичками, и паковались в двухслойные пакеты по 16 коробков, с бандеролью из тисненой бумаги сиреневого или розового цвета или

из гладкой бумаги синего цвета. Все это было упаковано в целлофан.

    Изготавливались брикеты на калужской фабрике «Гигант». Этикетки печатала литография БЭФ, а боковые ленты - Калужская областная литография. Судя по бумаге и качеству рисунка и печати, сначала были напечатаны этикетки с изображениями кораблей (этикетки подобного качества, без указания фабрики, изготавливались для наших круизных лайнеров), а затем, в срочном порядке остальные. Очевидно, основная часть спичек предназначалась для «Витязя» - в качестве сувениров. У авторов нет данных об официальных посещениях иностранных портов «Курчатовым» во время его первого рейса, но наверняка часть выпуска пошла и туда - судно заходило в иностранные порты хотя бы для бункеровки. Ну, а остатки ушли в Академию наук - на сувениры иностранцам, посетившим ее в год юбилея.

    Сегодня «Витязь» является одним из главных экспонатов Музея Мирового океана, что находится в Калининграде.

    Кстати, первое его имя - «Марс». Он построен в Германии в 1939 году как сухогруз для перевозки фруктов. Судно было рассчитано на 38 человек экипажа и 12 пассажиров.

    Во время войны «Марсу» пришлось возить целлюлозу из Скандинавии. Позже судно переоборудовали под военный госпиталь на 600 мест. А весной 1945 года он вывез сотни беженцев из Кенигсберга и Пиллау, осажденных советскими войсками. Более 20 тысяч человек обязаны «Марсу» своим спасением.

    По репарациям корабль сначала оказался в Англии, а потом его передали Советскому Союзу. В конце 1946-го в Советском Союзе был образован Институт океанологии АН СССР. Океанологи получили в свое распоряжение «Марс» и переделали его. Хоть и достаточно велик стал «Витязь» - длина 109 м, водоизмещение 5710 т - и на всех его четырех палубах (включая шлюпочную) около ста помещений, все же с учетом четырнадцати лабораторий, хранилищ коллекций и проб, служебных кают, кают-компании, столовой, библиотеки, персональных кают для судоводителей и руководства экспедиции, на нем не без труда размещались 66 членов команды и 77 научных работников...

    У корабля появилась глубоководная лебедка, которая позволяла ставить якорь на глубину до 11 тысяч метров. И по сей день именно этому судну принадлежит мировой рекорд по глубине постановки на якорь.

    Бывший «Марс» назвали «Витязем». Это имя корабль получил в честь знаменитых корветов. Первый «Витязь» - винтовой корвет, на котором в 1870 году к берегам Новой Гвинеи совершил плавание русский путешественник Николай Миклухо-Маклай. Второй «Витязь» - парусно-винтовой корвет, на котором в 1886 году начал свое кругосветное путешествие знаменитый русский адмирал, ученый и кораблестроитель Степан Макаров.

    В первый рейс «Витязь» отправился в мае 1949 года. С 1949 по 1979 г. «Витязь» совершил 65 экспедиций по всем морям и океанам, прошел более 800 тысяч морских миль, открыл 7943 научные станции. Крупных открытий только в Тихом и Индийском океанах было сделано почти три десятка. В Мариинской впадине измерена наибольшая глубина 11022 м. В 1957 году «Витязь» вышел в свой первый заграничный рейс. Всего же судно заходило в 100 портов 49 стран мира. На борт «Витязя» поднимались Юрий Гагарин и Тур Хейердал, Алексей Косыгин и Жак-Ив Кусто, Фидель Кастро и Саша Дистель. Ученые 14 стран работали на судне. Последний рейс «Витязь» совершил в 1979 году вокруг Европы.

    Двадцать лет «Витязь» был флагманом научного флота Академии наук, пройдя более 800 тыс. миль. В 1967 году, в год 50-летия Октябрьской революции, флагманом стал «Академик Курчатов».

     ...На сороковом году жизни «Витязь» в последний раз пришвартовался в порту

Калининграда. Он передал свое имя новому, четвертому «Витязю».

    Новый флагман, старый флагман. .. «Вахту сдал - вахту принял!». Именно об этом событии и рассказывают нам старые «гигантовские» этикетки...



Авторы благодарят за помощь, оказанную при написании статьи, П.Янколовича (Санкт-Петербург) и А.Малеева (Москва).
В статье использованы фрагменты материалов С. Славина «Экспедиционное судно "Витязь"» («Моделист-конструктор». Морская коллекция. http://www.warships.ru/) и Н. Поповой «Как "Марс" стал "Витязем"» (Независимая газета, 2001, 15 мая. http://ng.ru/time/2001-05-15/7_mars.html).

Статья впервые была опубликована в журнале "Невский филуменист" №9
© Станислав Дмитриев, Геннадий Голядкин, 2005

Связаться с авторами:
Г.Голядкин
С.Дмитриев
Обсудить на форуме

  Статьи - оглавление  

  В начало листа  



Публикуются только материалы представленные авторами
или с их согласия.
Перепечатка без разрешения авторов запрещена!
Мнения авторов статей не всегда совпадают с мнением автора сайта