Russian version

Collectors club - Club projects - Articles SpyLOG

  Articles - Content  

Sorry for presenting the article in Russian - have no time for translation.
Please try automatic translator by calling Translator window
( I am not responsible for results :-)


Gennady Golyadkin

Who needs home collections?

    В феврале в Самарском областном художественном музее прошла выставка «Российская спичечная этикетка: Из частных коллекций Санкт-Петербурга». Информация об открытии этой выставки появилась на десятках интернет-сайтов, во многих газетах, было показано несколько сюжетов по телевидению…

    Сами музейные работники поражаются тому резонансу, который вызвала эта совсем небольшая даже в масштабах музея экспозиция…

    А все началось с письма одного из частных коллекционеров на форум сайта «Музеи России». Письма, озаглавленного «Кому нужны домашние коллекции?»

    В течение месяца ломались копья, коллекционеры пытались доказать, что коллекции нужно показывать людям, музейщики же утверждали, что это неинтересно широким слоям населения и т.п. В конце концов двое представителей периферийных (уж извините за словечко) музеев (Ярославль и Энгельс) сказали: «Давайте попробуем…» Но, как назло, у питерских филуменистов не оказалось в этих регионах коллег по увлечению. Тем бы дело и закончилось, но еще один участник обсуждения – сотрудница Самарского НТЦ «Радуга» Ю.М. Кувшинова, будучи по своим музейным делам в Санкт-Петербурге, зашла к известному коллекционеру-филуменисту П.М. Янколовичу посмотреть, о чем, собственно, речь-то идет. Похоже, особого впечатления коллекция этикеток со спичечных коробок на нее не произвела, однако по возвращении она обмолвилась об этом коллегам из Самарского художественного музея...


Samara arts museum



Yulia Kuvshinova

    В общем, выставка состоялась. И не просто состоялась. Несмотря на 30-градусные морозы, народ на нее пошел. В самый разгар проведения этого мероприятия Юлия Кувшинова (которой, по некоторым причинам, пришлось почти в одиночку решать многочисленные организационные вопросы, за что ей огромное спасибо от питерских филуменистов!) зашла посмотреть на плоды своих рук. Удивленные музейные работники констатировали: «В музей не идут, а на этикетки посмотреть – идут! Детей, мужей приводят…»

    В секцию филуменистов Санкт-Петербурга уже обратились представители еще нескольких российских музеев с просьбами помочь в организации подобных выставок.

    Что же интересного в этих маленьких бумажных наклейках, снятых со старых спичечных коробков? Почему они привлекают такое внимание? Интересного много. Например, некоторые СМИ дали информацию о том, что среди раритетных этикеток есть одна стоимостью 40000 долларов. Тут братья-журналисты ошиблись. Да, есть в мире три чудом сохранившихся первых (точнее, самых ранних из известных) этикетки, цена каждой из которых и составляет эту сумму. В самарской экспозиции экземпляры подешевле – от 10 до 100 евро.

    И можно представить, о чем думает человек, в детстве не раз державший в руках спички с такой же этикеткой и не задумываясь, выбрасывавший пустой коробок. О том, что столько раз выбросил в мусор такие деньги!

    Но это скорее шутка. Правда же в том, что предметы частных коллекций, будь то спичечные этикетки, конфетные фантики или карманные календари – это что-то знакомое, близкое. Немногие могут позволить себе роскошь приобретать картины, иконы, антиквариат или автомобили. А вот такие мелочи быта – совсем другое дело. Это доступно.

    Кроме того, это интересно. Коллекция предметов такого рода – это настоящая мини-энциклопедия. Количество выпущенных разных этикеток во всем мире давно превысило миллион. Сюжеты на них самые разнообразные – наука и техника, культура и искусство, политика и общество, промышленность и сельское хозяйство, флора и фауна, города и знаменитости…

    Нельзя упускать из виду и то, что почти каждый в детстве что-нибудь, да собирал – эта страсть в человеке неистребима. Тут и ностальгия по ушедшей юности, и сожаление о чем-то очень важном, на что не хватило времени, и некоторая зависть к тем людям, которые не дали победить в себе мальчишку…

    И в заключение – несколько интересных фактов из жизни спичек и этикеток:

  1. Слова «этикетка» и «этикет» происходят от одного французского корня. Людовик XIV на одном из приемов приказал раздать придворным карточки, на которых было расписано, что и когда они должны были делать. Отсюда и берут начало и правила хорошего тона, и торговый ярлык.
  2. В 1958 году площадь бумаги, расходовавшейся в Советском Союзе на печать спичечных этикеток, в 10 раз превышала площадь государство Монако.
  3. В послевоенные годы спичечные фабрики за 10 дней работы выпускали столько же разных этикеток, сколько разных почтовых марок выходило за весь год.
  4. В 2005 году отмечалось сразу три юбилея безопасной спички:
        - 160 лет ее изобретения,
        - 150 лет начала промышленного производства в Швеции и
        - 140 лет официального представления на Парижской промышленной выставке.
  5. Спички входят в официальный перечень ста величайших изобретений человечества наряду с изобретением колеса, письменности и покорением космоса.
  6. Сегодня известны несколько сотен разновидностей спичек и спичечных упаковок.
  7. Три спички – такова была ежедневная норма на одного москвича в конце 1941 года.
  8. Как ни удивительно, спичечную Лениниану (в отличие от филателистической) создать просто невозможно: 11 апреля 1924 г. Ягода подписал «почто-телеграмму», адресованную всем местным органам ОГПУ («Секретно. Циркулярно»). Вслед за Главлитом она предлагала «на будущее время отнюдь не разрешать помещения изображения тов. Ленина на … предметах домашнего обихода» («папиросные и спичечные коробки, носовые платки и т.п.»), согласовывая с официальной цензурой «практические мероприятия». Этот запрет соблюдался неукоснительно до самого распада СССР (за исключением одной-единственной прибалтийской этикетки к 50-летию СССР).
  9. В блокированном Ленинграде спички изготовляли совершенно «посторонние» производители – артель «Пригородный обувщик», Фабрика искусственных зубов, Фабрика печатных игр, Лесотехническая академия, 6-я шоколадно-конфетная фабрика, Всероссийский НИИ метрологии им. Менделеева…
  10. В советское время спичечные этикетки проходили строжайшую цензуру и «литовались», как и другие печатные издания – книги, газеты, плакаты…
  11. Коллекционировать этикетки люди начали раньше, чем появились первые филателисты.
  12. Известные советские художники «подхалтуривали» на этикетках, зарабатывая себе на кусок хлеба. Поэтому многие из мини-произведений являются настоящими шедеврами.
  13. Блокадная этикетка имеет аукционную стоимость от 2500 евро.
  14. Спичечные этикетки собирали выдающиеся актеры И.Москвин и В.Качалов.
  15. И в пуританское советское время на этикетках появлялись эротические сюжеты. Например, обнаженная пара на этикетке из набора «Мюзик-холл» 1967 года.
  16. Если у вас есть возможность выйти в Интернет, наберите в окошке яндексовского поисковика число 140284194. Он найдет вам полдесятка сайтов с одной и той же информацией: «В мире 140284194 человека коллекционируют спичечные коробки!» Такое количество филуменистов вполне сопоставимо с населением России.
  17. В России выходит два филуменистических журнала – в Москве и Петербурге.
  18. По рейтингу посещаемости среди музейных сайтов петрозаводсткий сайт «Виртуальный музей спичечных этикеток» стабильно входит в первую пятерку, оставляя далеко позади интернет-экспозиции многих "серьезных" музеев.
  19. Сегодня вы можете заказать спички с собственным портретом любым тиражом (хоть один-единственный экземпляр!).
  20. Питерских филуменистов можно найти на проспекте Римского-Корсакова, 53/10 (Санкт-Петербургское общество коллекционеров) по воскресеньям с 10.00 до 12.00.

© Gennady Golyadkin, 2006

Contact autors Discuss at the forum

  Articles - Content  

  Page top  



I can publish only materials supplied by the autors or by their prior permission.
No part of this article can be reproduced in any form without authors permission!
Opinions of the authors of the articles do not always coinside with the opinion of the site autor