English version

Клуб коллекционеров - Проекты клуба - Статьи SpyLOG

  Статьи - оглавление  

Геннадий Голядкин.

Кому нужны домашние коллекции?

    В феврале в Самарском областном художественном музее прошла выставка «Российская спичечная этикетка: Из частных коллекций Санкт-Петербурга». Информация об открытии этой выставки появилась на десятках интернет-сайтов, во многих газетах, было показано несколько сюжетов по телевидению…

    Сами музейные работники поражаются тому резонансу, который вызвала эта совсем небольшая даже в масштабах музея экспозиция…

    А все началось с письма одного из частных коллекционеров на форум сайта «Музеи России». Письма, озаглавленного «Кому нужны домашние коллекции?»

    В течение месяца ломались копья, коллекционеры пытались доказать, что коллекции нужно показывать людям, музейщики же утверждали, что это неинтересно широким слоям населения и т.п. В конце концов двое представителей периферийных (уж извините за словечко) музеев (Ярославль и Энгельс) сказали: «Давайте попробуем…» Но, как назло, у питерских филуменистов не оказалось в этих регионах коллег по увлечению. Тем бы дело и закончилось, но еще один участник обсуждения – сотрудница Самарского НТЦ «Радуга» Ю.М. Кувшинова, будучи по своим музейным делам в Санкт-Петербурге, зашла к известному коллекционеру-филуменисту П.М. Янколовичу посмотреть, о чем, собственно, речь-то идет. Похоже, особого впечатления коллекция этикеток со спичечных коробок на нее не произвела, однако по возвращении она обмолвилась об этом коллегам из Самарского художественного музея...


Здание музея



Юлия Кувшинова

    В общем, выставка состоялась. И не просто состоялась. Несмотря на 30-градусные морозы, народ на нее пошел. В самый разгар проведения этого мероприятия Юлия Кувшинова (которой, по некоторым причинам, пришлось почти в одиночку решать многочисленные организационные вопросы, за что ей огромное спасибо от питерских филуменистов!) зашла посмотреть на плоды своих рук. Удивленные музейные работники констатировали: «В музей не идут, а на этикетки посмотреть – идут! Детей, мужей приводят…»

    В секцию филуменистов Санкт-Петербурга уже обратились представители еще нескольких российских музеев с просьбами помочь в организации подобных выставок.

    Что же интересного в этих маленьких бумажных наклейках, снятых со старых спичечных коробков? Почему они привлекают такое внимание? Интересного много. Например, некоторые СМИ дали информацию о том, что среди раритетных этикеток есть одна стоимостью 40000 долларов. Тут братья-журналисты ошиблись. Да, есть в мире три чудом сохранившихся первых (точнее, самых ранних из известных) этикетки, цена каждой из которых и составляет эту сумму. В самарской экспозиции экземпляры подешевле – от 10 до 100 евро.

    И можно представить, о чем думает человек, в детстве не раз державший в руках спички с такой же этикеткой и не задумываясь, выбрасывавший пустой коробок. О том, что столько раз выбросил в мусор такие деньги!

    Но это скорее шутка. Правда же в том, что предметы частных коллекций, будь то спичечные этикетки, конфетные фантики или карманные календари – это что-то знакомое, близкое. Немногие могут позволить себе роскошь приобретать картины, иконы, антиквариат или автомобили. А вот такие мелочи быта – совсем другое дело. Это доступно.

    Кроме того, это интересно. Коллекция предметов такого рода – это настоящая мини-энциклопедия. Количество выпущенных разных этикеток во всем мире давно превысило миллион. Сюжеты на них самые разнообразные – наука и техника, культура и искусство, политика и общество, промышленность и сельское хозяйство, флора и фауна, города и знаменитости…

    Нельзя упускать из виду и то, что почти каждый в детстве что-нибудь, да собирал – эта страсть в человеке неистребима. Тут и ностальгия по ушедшей юности, и сожаление о чем-то очень важном, на что не хватило времени, и некоторая зависть к тем людям, которые не дали победить в себе мальчишку…

    И в заключение – несколько интересных фактов из жизни спичек и этикеток:

  1. Слова «этикетка» и «этикет» происходят от одного французского корня. Людовик XIV на одном из приемов приказал раздать придворным карточки, на которых было расписано, что и когда они должны были делать. Отсюда и берут начало и правила хорошего тона, и торговый ярлык.
  2. В 1958 году площадь бумаги, расходовавшейся в Советском Союзе на печать спичечных этикеток, в 10 раз превышала площадь государство Монако.
  3. В послевоенные годы спичечные фабрики за 10 дней работы выпускали столько же разных этикеток, сколько разных почтовых марок выходило за весь год.
  4. В 2005 году отмечалось сразу три юбилея безопасной спички:
        - 160 лет ее изобретения,
        - 150 лет начала промышленного производства в Швеции и
        - 140 лет официального представления на Парижской промышленной выставке.
  5. Спички входят в официальный перечень ста величайших изобретений человечества наряду с изобретением колеса, письменности и покорением космоса.
  6. Сегодня известны несколько сотен разновидностей спичек и спичечных упаковок.
  7. Три спички – такова была ежедневная норма на одного москвича в конце 1941 года.
  8. Как ни удивительно, спичечную Лениниану (в отличие от филателистической) создать просто невозможно: 11 апреля 1924 г. Ягода подписал «почто-телеграмму», адресованную всем местным органам ОГПУ («Секретно. Циркулярно»). Вслед за Главлитом она предлагала «на будущее время отнюдь не разрешать помещения изображения тов. Ленина на … предметах домашнего обихода» («папиросные и спичечные коробки, носовые платки и т.п.»), согласовывая с официальной цензурой «практические мероприятия». Этот запрет соблюдался неукоснительно до самого распада СССР (за исключением одной-единственной прибалтийской этикетки к 50-летию СССР).
  9. В блокированном Ленинграде спички изготовляли совершенно «посторонние» производители – артель «Пригородный обувщик», Фабрика искусственных зубов, Фабрика печатных игр, Лесотехническая академия, 6-я шоколадно-конфетная фабрика, Всероссийский НИИ метрологии им. Менделеева…
  10. В советское время спичечные этикетки проходили строжайшую цензуру и «литовались», как и другие печатные издания – книги, газеты, плакаты…
  11. Коллекционировать этикетки люди начали раньше, чем появились первые филателисты.
  12. Известные советские художники «подхалтуривали» на этикетках, зарабатывая себе на кусок хлеба. Поэтому многие из мини-произведений являются настоящими шедеврами.
  13. Блокадная этикетка имеет аукционную стоимость от 2500 евро.
  14. Спичечные этикетки собирали выдающиеся актеры И.Москвин и В.Качалов.
  15. И в пуританское советское время на этикетках появлялись эротические сюжеты. Например, обнаженная пара на этикетке из набора «Мюзик-холл» 1967 года.
  16. Если у вас есть возможность выйти в Интернет, наберите в окошке яндексовского поисковика число 140284194. Он найдет вам полдесятка сайтов с одной и той же информацией: «В мире 140284194 человека коллекционируют спичечные коробки!» Такое количество филуменистов вполне сопоставимо с населением России.
  17. В России выходит два филуменистических журнала – в Москве и Петербурге.
  18. По рейтингу посещаемости среди музейных сайтов петрозаводсткий сайт «Виртуальный музей спичечных этикеток» стабильно входит в первую пятерку, оставляя далеко позади интернет-экспозиции многих "серьезных" музеев.
  19. Сегодня вы можете заказать спички с собственным портретом любым тиражом (хоть один-единственный экземпляр!).
  20. Питерских филуменистов можно найти на проспекте Римского-Корсакова, 53/10 (Санкт-Петербургское общество коллекционеров) по воскресеньям с 10.00 до 12.00.

© Геннадий Голядкин, 2006

Связаться с автором Обсудить на форуме

  Статьи - оглавление  

  В начало листа  



Публикуются только материалы представленные авторами
или с их согласия.
Перепечатка без разрешения авторов запрещена!
Мнения авторов статей не всегда совпадают с мнением автора сайта